Мар Шиммун бар Саббаэ

Святой Мар Шиммун Бар Саббаэ был патриархом Ассирийской Церкви Востока в те времена, когда Бет Нахрейн — Месопотамия находилась под владычеством персидской династии Сасанидов.

Родился святой Мар Шиммун в семье красильщиков тканей, отсюда его прозвище Бар Саббаэ, то есть «сын красильщиков». Глубокая вера во Христа, неустанное служение во благо Церкви приводят к его избранию в 328 году епископом Селевкии-Ктесифона — столицы Сасанидского Ирана. Это было время правления Шапура II, вступившего на шахский престол в 309 году и стяжавшего себе славу самого беспощадного гонителя христиан.

В противовес традиционно соперничающему с Ираном Риму, Шапур II пытался укрепить политическое единство своей страны, сделав опору на национальную религию персов — зороастризм, насильственно навязывая ее другим народам своей державы. В начале своего царствования юный шах скрывал свои истинные намерения. Удобный случай представился лишь после смерти римского императора Константина Великого в 337 году. Шапур II сразу же возобновил военные действия, пытаясь отбить у римлян Нисибин и ряд других областей, отошедших к Риму еще при императоре Галерии в 311 году. Удача не сопутствовала шаху в его начинаниях. Война поглощала все больше человеческих и материальных ресурсов.

Злобу и горечь от понесенных им поражений шах вымещал на своих подданных — христианах, подозревая их в нелояльности и пособничестве врагам. Собравшись переложить всю тяжесть ведения войны на христиан, шах приказал удвоить взимаемые с них налоги.

Сбор их был поручен Предстоятелю христианской Церкви Мар Шиммуну Бар Саббаэ. Христиане, конечно, не могли выплатить столь непомерных налогов, от сотрудничества с властями решительно отказался их духовный глава, обосновавший свой отказ невозможность для него, духовного владыки, заниматься светскими делами. Воспользовавшись этим, шах приказал начать настоящую бойню христиан во всех областях Персии. Пытки и преследования христиан продолжались в течение целых сорока лет, вплоть до смерти Шапура II в 379 году.

В истории Церкви Востока они известны как «агона арбаиная», то есть период «сорокалетней борьбы за веру». Гонения достигли своего апогея в 341 году, когда их жертвой пали десятки и сотни мучеников в столице Ктесифоне во главе с Патриархом Мар Шиммуном Бар Саббаэ — приближенные к нему епископы областей Бет-Лапат и Карх Мейшан — Хадьяв, Сабина и Юханна, 97 священников и дьяконов, монахи и многие миряне, среди которых был и воспитатель самого шаха Гуштазад.

Шах дважды предлагал патриарху отречься от Христа, поклонившись по зороастрийскому обряду солнцу и огню. Однако патриарх с презрением отверг эти предложения. История сохранила последние прощальные слова Мар Шиммуна Бар Саббаэ: «Да не стану предателем народа, врученного мне Господом, ради налога и подати, уводя его от Истины. Да приму смерть ради Него. И да склоню главу мою перед мечом ради паствы моей».

©Роланд Биджамов

 

Share and Enjoy !

Shares