Памятник Церкви Востока в Китае – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

Памятник Церкви Востока в Китае

Стела Сиань-Фу (大秦景教流行中國碑) , обнаружения иезуитами в 1625 году была воздвигнута в 781 году в ограде монастыря Церкви Востока, основанного в 638 году в Сиане при китайском императоре Тай-Цзуне (627-649), который расположил его в западном пригороде своей столицы.

На сирийском и китайском языках рассказывается о миссионерской деятельности “несториан” в Китае . Текст был подготовлен монахом Адамом (景淨). По мнению профессора P. Y. Saeki, текст можно разделить на три части, в зависимости от авторства и даты создания. Первая часть относится к началу 7-го века и была написана Alopen, вторая — епископом Кириаком в начале 8-го века, а третья — монахом Адамом в конце 8-го века. В настоящее время стела хранится в музее «Лес стел» в Сиане.

Центральный фрагмент стелы Сиань-Фу

Воистину, Тот, кто чист и мирен, кто будучи безначальным и происхождением всякого происхождения, непостижимым и невидимым, существующий всегда таинственно, до последнего предела, кто содержит сокрытую ось вселенной, сотворил и дал развитие всякой вещи; подающий таинственно бытие всему множеству мудрецов, будучи первым достойным чести, не Он ли наш Бог (Alaha), Троица единая, существо таинственное, нерожденный и истинный Господь?

Разделив формой креста, определяя их, четыре стороны света, он привел в движение изначальный эфир и произвел двойной принцип (“инь и ян”). Тьма и пустота были изменены: появились небо и земля. Стали вращаться солнце и луна: появились дни и ночи. Задумав и совершив всякую вещь, Он образовал и составил первого человека, дав ему целостность и гармонию и даровав ему владычество над неисчислимыми творениями. Природа человека изначально была чистой, смиренной и непревозносящейся; его дух был свободен от вожделения и похоти. Но сатана ловко пересеял надежды на высшее счастье и надежды на состояние справедливости и привнес тьму, подобную его собственной тьме состояния греха. Затем, последовали триста шестьдесят пять форм ошибок, спешно и упорно совершающих свое дело, свивающих из зависти нити своих ложных систем чтобы заключить невинных. (…)

Однако второе Лицо Троицы, Мессия (Мшиха), блистающий Господь вселенной, скрыв свое подлинное величие, явился на земле как человек. Ангелы возвестили благую весть: Дева родила Святого. Сверкающая звезда возвещала благословенное событие: Персия, увидевшая это блистание, пришла воздать честь. Исполняя древний Закон, написанный двадцатью четырьмя мудрецами, Он учил как управлять царствами и семьями, следуя его великому плану. Основав новую, неизреченную, религию, Святого Духа, другого Лица Троицы, Он дал человеку способность действовать истинной верой. Установив правило восьми предписаний, Он искупил мир от чувственности, вернув ему чистоту. Широко распахнув врата трех добродетелей, Он ввел жизнь и истребил смерть. Восшедшим светозарным солнцем Он осветил пребывание тьмы; так все коварство демона было разрушено. Управляя судном милосердия, Он привез своих искупленных в пребывание света; так души мертвых были приведены ко спасению.

Исполнив так дело Всемогущего, Он обратился в полный день к стране чистоты. Он оставил двадцать семь книг своего Писания; великие средства преображения были распространены и запечатанная дверь блаженной жизни открылась. Он установил крещение водою и Духом, освобождающее от суетной помпезности и очищающее до возвращения совершенной белизны. (Служители его) носят крест как печать, который простирает Свое влияние во все четыре стороны света и объединяет все без различения. Ударяя в дерево, они возвещают исполненные радости слова любви и милосердия.

Они обращаются к Востоку во время церемоний, они текут путями жизни и славы. (…) У них нет рабов, мужчин или женщин, но держатся все они, благородные и простые, с равным почтением. Они не собирают сокровищ и богатства, но дают собой пример бедности и самоотвержения. Их чистота сердца достигается уединением и размышлением, их аскетизм укрепляется молчанием и бдением. Они собираются семь раз в день на хвалу и славословие и возносят свои молитвы за живых и почивших.

Каждые семь дней у них – бескровное жертвоприношение. Они очищают свои сердца, вновь обретая чистоту. Это чистый и неизменный Путь таинственен и не поддается определению, но его достоинства сияют так блистательно на практике, что мы не можем не назвать его лучезарной религией.