Несторианский дискос из Пермского края

Это серебряное блюдо – дискос с позолотой было обнаружено недалеко от села Григоровское (Пермская область) в 1897 году. Оно датируется IX-X вв. и хранится оно в Государственном Эрмитаже, вместе с другими замечательными экспонатами.

Специалисты полагают, что этот предмет церковной утвари является творением рук несторианских мастеров Семиречья, каким-то образом попавшим в далёкий Пермский край.
Вот что пишет В. П. Даркевич в книге “Аргонавты Средневековья”.

“О несторианах Семиречья многое может рассказать цельнолитое серебряное блюдо-дискос IX–X вв. с евангельскими сценами и сирийскими надписями. Оно найдено у села Григоровское Пермской области. Изображения на блюде исполнены в плоском рельефе и детализированы гравировкой. Фон и отдельные части фигур позолочены.

В трех переплетающихся медальонах представлены «Вознесение», «Жены у фоба [гроба Господня]» и «Распятие», в промежутках – «Даниил во рву львином», «Отречение Петра» и “Стража у гроба Господня”.
Некоторые композиции на блюде отражают особенности несторианской догматики.

Так, отсутствие Богоматери среди апостолов в сцене вознесения для православной иконографии необычно, но согласуется с центральным пунктом ереси несториан: они считали Марию не матерью Бога, но только матерью Христа-человека”.

Заметим, что вышесказанное мнение ошибочное. Христос у несториан был совершенным Богом и совершенным Человеком, а называть Марию Богородицей они считали допустимым, но богословски некорректным. Вместо этого в Церкви Востока принято  называть её Матерью Христа, реже Христородицей (Прим. ред.)

Далее автор продолжает:

“В распятии опущены орудия страданий Спасителя: отсутствует крест, ноги не пригвождены, а стоят на подножной доске, копье сотника Лонгина превратилось в короткий обрубок.

«… Армяне и несториане стыдятся показывать Христа пригвожденным к кресту», – отмечал Рубрук
Влиянием несторианских обычаев можно объяснить странное положение рук Даниила и рук апостолов в сцене вознесения. Не изображена ли специфическая культовая поза средне – центральноазиатских несториан?
Как сообщал Рубрук, под влиянием «идолопоклонников» (буддистов) они «не соединяют рук для молитвы, а молятся, протянув руки перед грудью».

Крест в центре блюда имеет четыре расширяющихся конца с маленькими кружками и удлиненную нижнюю ветвь – форму, особенно характерную для несторианских памятников (стела из Чанъ-аня, семиреченские надгробия тюрков-несториан). Наконец, несторианскую принадлежность блюда подтверждают и надписи: официальным языком несториан, на котором шла литургия, был сирийский.

Вместе с тем палеографический анализ надписей показал отсутствие у мастера прочных навыков в сирийском письме. Здесь снова уместно вспомнить слова Рубрука о том, что китайские несториане «произносят свою службу и имеют священные книги на сирийском языке, которого не знают, отсюда они поют, как у нас монахи, совершенно не знающие грамоты…».

Об этой и других находках, связанных с историей христианизации края, рассказывается в книге “Пермь Великая. Terra Incognita”

Послесловие

Интересно, что это блюдо-дискос представляет собой предмет храмовой утвари, использовавшийся во время причащения верующих. В Ассирийской Церкви Востока он называется “пиласа” (ܦܝܼܠܵܣܵܐ).
Возникает вопрос: а не использовали ли несториане этот дискос для совершения Богослужений на территории Перми задолго до первых попыток крещения населения края в 15 веке.
В любом случае, такая гипотеза имеет право на существование.
Ещё одна ниточка, связывающая Церковь Востока с Россией.

@Роланд Биджамов

Читать в ЖЖ.