Патриарх Мар Гиваргис III

Штрихи к портрету католикоса-патриарха Ассирийской Церкви Востока

 

В пятницу, 18 сентября 2015 года, Синодальный собор Ассирийской церкви Востока объявил об избрании  ее 121-го предстоятеля – Мар Гиваргиса ̈̈III (Слыва). Интронизация нового католикоса-патриарха АЦВ прошла в воскресенье, 27 сентября, в храме Мар Юханна Маъмдана (Иоанна Крестителя) в Анкаве на севере Ирака.  Церемонию интронизации («сьям ида д патарьярка») возглавил тогдашний Местоблюститель патриаршего престола («натер курсья») митрополит Индии и Малабара д-р Мар Апрем Мукен.

Мар Гиваргис III, ранее занимавший пост митрополита Ирака и стран СНГ, стал преемником приснопамятного патриарха Мар Дынхи Хнаньи IV, отошедшего ко Господу 23 марта 2015 года. Он стал третьим в истории АЦВ католикосом-патриархом, носящим имя Гиваргис (Георгий). До него патриархами были Гиваргис I (661-680 гг.) и Гиваргис II (825-832 гг.).

 

Биография

Гиваргис III (в миру Варда Даниил Слыва) родился в 1941 году в иракском городе Хаббания. Его родителями были ныне покойные Даниил и Марьям Слыва. В 1964 году он закончил педагогический факультет багдадского университета по специальности «английский язык и литература», после чего работал в течение 13 лет преподавателем английского языка в различных учебных заведениях Ирака, а позднее в США. Во время пребывания в США, на него обратил внимание католикос-патриарх Мар Дынха IV, разглядевший в обычном педагоге дар церковного деятеля. Патриарх предложил ему посвятить себя священническому служению в стенах родной Церкви.

После прохождения соответствующей подготовки под руководством опытных священников, Варда Даниил Слыва был рукоположен в диаконы 13 апреля 1980 года, а 8 июня того же года в священники с наречением имени Полус (Павлос, Павел). В воскресенье, 7 июня 1981 года, в Чикаго (США), священник Полус Слыва был рукоположен в сан митрополита Ирака с наречением имени Мар Гиваргис, после чего выехал на Родину, где к тому времени уже почти год шла война с соседним Ираном.

 

Митрополит военного времени

В Ираке ярко проявился его дар истинного пастыря, пламенного ассирийского патриота и талантливого администратора. В стране, которая воевала на протяжении долгих 8 лет (1980-1988 гг.), и в которой подавлялось ассирийское национальное самосознание, митрополит Мар Гиваргис возводил новые церкви, рукополагал священников и дьяконов, открывал школы и духовную семинарию. А также собирал уникальную коллекцию древних ассирийских рукописей и издавал богослужебную и учебную литературу.

Он также выступил активным помощником патриарха Мар Дынхи IV в деле установления прочных межхристианских и межрелигиозных отношений, неоднократно принимал участие в богословских конференциях и собраниях в самом Ираке и других странах мира.

Двери его резиденции в Багдаде были открыты для всех ассирийцев, в том числе и гостей из-за рубежа. Когда автор этих строк впервые посетил его резиденцию в 1990 году, он ощутил, что у иракских ассирийцев есть не только светский глава страны – президент Саддам Хуссейн, но и этот духовный лидер, по-настоящему являющийся отцом этого народа. Митрополит показал мне в тот раз уникальную коллекцию собранных им рукописей, подарил недавно изданные церковной типографией в Доре книги.  Мы долго говорили об ассирийцах тогдашнего СССР, о «потерянной епархии» («маръита тликта») Церкви Востока, связь с которой прервалась на долгие семь десятилетий.

Тогда я и не мог предположить, что когда-нибудь наш разговор будет иметь продолжение….

 

Россия в жизни патриарха

Весной 1994 года митрополит Мар Гиваргис Слыва в сопровождении священника каши Хамиса (ныне епископ Нухадры и стран СНГ Мар Исхак Йосип) посетил Россию, где был тепло встречен верующими, стремившимися  вернуться в лоно церкви своих предков.

Вскоре началось строительство храма в Москве, стала налаживаться приходская жизнь в других городах России, У верующих ассирийцев появилась возможность приобщиться к своей исконной религиозной традиции, молиться и причащаться в своих храмах, где служба идет на родном языке, и где отмечаются дни памяти («духрана») чтимых в народе святых.

А ведь всего этого могло и не быть. Ведь звучали голоса людей, утверждавших, что ассирийцы России и бывшего СССР – отрезанный ломоть, люди, навсегда утерянные для Церкви их предков, и что вследствие пребывания за железным занавесом, они оказались навсегда оторванными от своих корней, не только этнических, но и религиозных.

Но это не остановило митрополита Мар Гиваргиса. Он поверил, что желание ассирийцев России вернуться к своим истокам было искренним, и шло из глубины сердца. И он сделал все необходимое, чтобы Ассирийская Церковь Востока вновь обрела своих сыновей и дочерей.

Сегодня АЦВ имеет общины, храмы и полноценную церковную жизнь в России и Армении. И она строит подлинно братские отношения с Русской Православной Церковью, с Армянской Апостольской Церковью, с представителями других конфессий.

 

По следам великой миссии

В 1998 году Мар Гиваргис посетил древние храмы и часовни Церкви Востока  в Китае, в которых некогда процветало христианство, проповеданное на этой земле ассирийскими миссионерами. Спустя многие века, стены храмов услышали молитву на родном языке тех, кто проповедовал в этих краях учение Христа.

И сегодня многие тысячи китайских христиан стремятся войти в общение именно с той Церковью, которая когда-то первой стала распространять учение Христа на их земле.

Уже появились общины, в которых совершается на китайском языке литургия святых апостолов Мар Аддая и Мар Мари, совсем как в древние времена, когда митрополиты Китая поставлялись католикосом-патриархом Селевкии и Ктесифона в далекой Месопотамии.

 

Атра

В октябре 2014 года, митрополит Мар Гиваргис совершил поездку в турецкую провинцию Хаккяри. Он был первым из владык Церкви Востока, посетившим эти места, любовно называемые ассирийцами «Атра» (Край, Страна, Родина) после трагического исхода из них всего ассирийского населения во главе с патриархом Мар Шимуном Беньямином в начале осени 1915 года.

Отныне появилась реальная надежда на восстановление прав на собственность и реконструкцию находящихся в Хаккяри святынь, на возможность их  посещения верующими и священниками, и даже совершения там Богослужений.

 

Задачи образования

Еще более значительны заслуги патриарха в деле духовного образования чад АЦВ. Еще в 1988 году, будучи на посту митрополита, он сумел добиться официальной регистрации духовной семинарии в Багдаде, практически единственного тогда учебного духовного заведения Ассирийской Церкви Востока, выпускниками которого является большинство ассирийских священников мире.

В 2009 году усилиями Мар Гиваргиса в Багдаде была открыта начальная школа «Урхай» (Эдесса) при АЦВ, где с первого по шестой классы преподавание ведется по иракской государственной программе. В школе, расположенной рядом с церковью Март Марьям в районе Наирийя – Гайара, учатся не только ассирийские дети, но и соседи-мусульмане. При этом у учеников есть возможность изучать Закон Божий,  а также язык, историю и традиции родной Церкви.

Во всем этом состоит служение нынешнего предстоятеля Ассирийской Церкви Востока, истинного патриота, преданного делу духовного образования и воспринятой от апостолов миссии, продолжавшейся многие века.

 

Вызовы сурового времени

В период патриаршества Мар Гиваргиса III Ассирийской Церкви Востока приходится сталкиваться со многими вызовами, угрожающими самому ее существованию. И главный из них состоит в том, что возврат патриаршего престола на Родину, в Ирак, вряд ли станет панацеей, могущей в одночасье решить все проблемы национального существования.

Церковь, как и ее паства, переживает жестокие гонения в условиях непрекращающегося Исхода с исторической Родины в страны Запада, где ее сынов ждет растворение в силу ассимиляционных процессов, многократно усилившихся в условиях глобализации.

Как никогда актуально звучат сегодня слова великого святого Мар Авгена (+363): «Знаю я, сыны, что враг готов возбудить гонение на церковь. Но Господь по обетованию Своему не оставит этого стада, и прикончит того знаменитого змея со всеми порождениями его».

@Роланд Биджамов

7 февраля 2019 г.

Источники:

Биография патриарха (на арабском языке).

Заявление Священного Синода АЦВ.

Читать в ЖЖ.