Церковь Востока и легенда о крепости Таш-Рабат – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

Церковь Востока и легенда о крепости Таш-Рабат

В течение многих веков Ассирийская Церковь Востока вела миссионерскую работу на всём пространстве Евразии, в том числе и в горах нынешней Киргизии.
Сегодня лишь исторические памятники и смутные воспоминания местных жителей напоминают о христианском прошлом этих мест.
А та самая Церковь Востока, когда-то донёсшая благую весть их предкам, сама оказалась разбросанной по всем континентам, лишенной своих школ и монастырей.

В декабре 2016 года на сайте Tayni.net опубликован статья под названи  “Легенда о крепости Таш-Рабат”.
Она сопровождалась ссылкой на нижеприведенный документальный фильм   “Искатели приключений. Храм изгнанников”.

Интересно, что сама статья поднимает ряд вопросов, оставшихся за рамками документального киноповествования. Поэтому мы сочли необходимым привести её текст полностью.

Легенда о крепости Таш-Рабат
Опубликовано: 19 Декабря 2016 

Сегодня ислам является основой религией Азии. Но так было не всегда. Очень мало людей знают об истории христианства в Азии, несмотря на то, что хроника западного христианства хорошо известна.

Из летописей доподлинно известно, что христианство пришло в Азию из Персии. После принятия христианской веры императорами Рима, в Персии начались гонения на христиан, и они были вынуждены переселяться на Восток. Людей, принесших христианство в Азию, называли «несторианами».

В 1165 году в Европе было распространено некое письмо, полученное от пресвитера Иоанна (Юханны – прим. ред.), считавшегося предводителем несториан. Он писал, что поселения несториан на востоке процветает. Письмо стало очень популярным, его перевели на несколько языков. В 1177 году папа римский Александр III отправил к Иоанну своего эмиссара Филиппа с посланием. Из своего опасного путешествия посланник папы так и не вернулся.

Из записок известного путешественника Марко Поло известно, что на своем пути через Среднюю Азию он повстречал много монголов и тюрок, исповедовавших христианство. Они относили себя к Ассирийской Церкви Востока. В одно время патриархом Ассирийской Церкви Востока, под именем Мар-Явалаха III, был уйгур. В дальнейшем это стало шагом навстречу Западу, инициировали его местные ханы, желающие заключить с Францией и Англией и другими европейскими государствами союз против исламских стран. Да и все местные правители старались сохранять хорошие отношения с Ассирийской Церковью Востока и ассирийцами для поддержания связей с Западом.

В 1203 году Чингисхан женился на дочери племени кераитов Ясунсоен-беги, которая принадлежала к Ассирийской Церкви Востока. Жена Чингисхана продолжала исповедовать христианскую религию и чем могла поддерживала единоверцев. Благодаря этому, христиане имели значительное влияние на Чинхисхана. Сыновья Чинхисхана Джагатай и Октай также покровительствовали христианам, а Джагатай даже сам принял христианство в Самарканде. При хане Октае ассирийцы имели большую свободу в выборе религии. В свите хана даже был лекарь-ассириец, и христиане занимали высокие должности при ставке Октая. Христианские советники были тогда и при монгольских ханах, и находились рядом с наместником Северного Закавказья.

Однако Запад обманул азиатских правителей — они не дождались помощи европейских стран. Результатом предательства Запада стало принятие населением Азии ислама. Репрессии сразу обрушились на христиан-ассирийцев, которые уже к тому времени составляли зажиточную ремесленно-торговую городскую прослойку. В дальнейшем, при правлении Тимура по его приказу стали уничтожать христиан-ассирийцев на огромной территории – от Средиземного моря до Китая. Есть легенда, что жестокость Тимура связана с тем, что ассирийцы крестили жену Тимура, чтобы усилить свое влияние на правителя. Однако Тимур, убив ее, обрушил на христиан весь свой гнев. От жестокой резни спаслись только три группы христиан: одна бежала в Индию на Малабарское побережье, вторая группа оказалась на Кипре, а третья спаслась, убежав в горы Курдистана.

Почему же такому жестокому гонению подверглись ранее обласканные правителями, христиане? Оказывается, что причина храниться в самом учении последователей Мухаммеда. Неотъемлемой частью ислама является джихад – неистовая борьба со злом в окружающем мире. Так получилось, что в христианах мусульмане увидели это зло. Поэтому в азиатских исламских странах велась такая активная борьба с христианством.

Несмотря на то, что Средняя Азия относится к регионам где, исповедуют ислам, там сохранились следы христианства. Например, памятник средневековой архитектуры – каменная крепость Таш-Рабат, находящаяся в ущелье Кара-Каюн в окружении снежных вершин и неприступных хребтов Тань-Шаня. На высоте 3600 метров, недалеко от границы Китая и Кыргызстана находится этот необычный объект. Недалеко от него проходила одна из основных караванных троп Великого Шелкового пути. Эта дорога связывала Ферганскую долину с оазисами Кашгара и берегом прекрасного озера Иссык-Куль. Христиане, несмотря на жесткий климат и своенравную природу горной местности, закрепились в этих краях.

Историки и археологи до сих пор спорят о том, почему именно здесь, в малонаселенной местности, построили величественный и таинственный Таш-Рабат. Считается, что подобного объекта по сложности строения и величине нет на пространствах от Каспийского моря до пустыни Гоби. По версии ученых Таш-Рабат был христианским монастырем, служившим также одновременно и постоялым двором для караванов. Правда, некоторые исследователи настаивают на оборонительном назначении этого строения. Также имеются письменные источники, относящиеся к истории азиатского средневековья, но и они не дают ответы на многочисленные вопросы. Таким образом, интерес к тайне этого поразительного бастиона не угасает.

Ущелье, в котором расположен Таш-Рабат называли «черной долиной, где мало снега». Скалы, окружающие долину защищают ее от снега во время зимы, хотя морозы иногда достигают -50 градусов. Летом часто бывают ночные заморозки, а самая высокая летняя температура не превышает +20 градусов. И поскольку ущелье вытянуто в направлении юга, то в любое время светового дня обязательно освещен один из склонов ущелья.

Таш-Рабат стоит на «утреннем», обращенным к солнцу, склоне. Сооружение ориентировано по четырем сторонам света, вход крепости обращен на восток. Первые лучи солнца озаряют и согревают фасад здания, заодно поддерживая циркуляцию теплых струй воздуха под тяжелыми сводами внутренних помещений, избавляя их от сырости. В зимнее время функцию обогрева выполняли костры, обогревая все комнаты и залы крепости. Под зданием есть лабиринт подземных ходов и даже подземная тюрьма (зиндан). С внешней стороны расположены угловые башни, выполняющие, вероятнее всего, сторожевую функцию. Загадкой осталось то, что же могла защищать крепость, которая находилась в стороне от караванного пути, в узком, практически безлюдном ущелье, надежно защищенном непроходимым болотом? Может быть своих загадочных обитателей? Надо признаться, что для средневековой архитектуры это сооружение выделялось своей продуманностью и гениальным исполнением.

И конечно, о таком таинственном сооружении сложено много легенд. Одна из них очень напоминает сюжет из Библии. За грехи людей, Господь послал на Землю наводнение, погубившее много людей, среди спасенных были два праведника – сын и отец. Они начали строить храм у вершины той горы, где спаслись от потопа. Правда, сын не работал до завершения строительства, он ушел с караваном, вслед за понравившейся ему девушкой, а немощный старик продолжил свой тяжелый труд. Проходившие мимо паломники, помогали старику укладывать большие камни. Из Рима пришел святой со своими последователями. Они были могучими богатырями и сумели быстро завершить строительство неприступной крепости. Оставшись в ней, христиане вели очень скромную жизнь, просвещали и лечили людей, давали приют странникам.

Около тысячелетия христианство постепенно растворялось в среде исламского мира Азии. Небольшие христианские общины сохранились и после этого срока в горах Тянь-Шаня и на берегах Иссык-куля, пользуясь благосклонностью сменяющих друг друга правителей и хорошим отношением местных жителей. И крепость Таш-Рабат служила долгое время христианам убежищем, а также всем людям, независимо от вероисповедания, нуждающимся в защите и отдыхе на перевалах центрального горного хребта величественного Тань-Шаня.

Но может быть, это только легенда, а настоящая история загадочной крепости Таш-Рабат так и осталась скрытой за завесой тысячелетий”.

 

Необходимое послесловие

Под Римом в статье и фильме имеется в виду Византия, которую на Востоке называли “Румом”.
Именно оттуда бежали в Персию и дальше в Среднюю Азию, гонимые в Византии сторонники Нестория.
Здесь они вливались в состав епархий и общин Церкви Востока, следовавшей богословию Антиохийской школы, к которой принадлежал сам Несторий и его учителя, Дидодор Тарсийский и Теодор Мопсуестийский, а также друг последнего Св. Иоанн Златоуст.

Кстати, сами «несториане» не называли себя таковыми, Этот термин ввели в оборот западные христианские миссионеры, конкурировавшие с Церковью Востока. Верующие Церкви Востока считали свою веру православной, а окружающие их племена и народы часто называли их «назореями», то есть последователями Иисуса из Назарета.

©Роланд Биджамов

10 февраля 2019 г.

Читать в другом месте.

Короткий видеоролик о Таш-Рабате подготовил канал Hope Central Asia Media.