Мар Беньямин Шимун XXI (1903 – 1918)
Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Беньямин Шимун XXI (1903-1918)
Мар-Шимун Беньямин родился в 1887 г. в с. Кочанис на юго-востоке нынешней Турции. Он происходил из рода, который дал Церкви Востока немало высших иерархов. Уже в 1903 году Мар-Шимун Беньямин встал во главе церкви, после кончины прежнего патриарха Мар-Шимуна Рувеля. По сложившимся в Турции правилам, патриарх являлся одновременнои светским представителем миллета (этно-конфессиональной общины).
Время, на которое выпало правление Мар-Шимуна Беньямина, было очень тяжелым для ассирийцев. Турки пытались всеми возможными способами снизить численность христиан в приграничных губерниях. На патриарха ложилось огромное бремя забот. В церковных вопросах Мар-Шимун Беньямин мог опереться на авторитетного в ассирийском народе опытного митрополита Мар-Хнанишо.
В 1914 г. вспыхнула Первая мировая война. Спустя несколько месяцев Турция, выступившая на стороне Германии, напала на Россию. Готовясь к столкновению с Россией, Турция пыталась заставить ассирийцев действовать по её указке. Но ассирийцы отказывались воевать против России. Патриарх не поддержал немеченую турками мобилизацию ассирийцев в турецкую армию. Стало ясно, что столкновение ассирийцев с турками неизбежно, тем более, что вооружённые турками курды по их указке совершали частые набеги на ассирийцев.
Средством давления на патриарха явился арест его родного брата – Хормизда, обучавшегося в Константинополе. Турецкие власти заявили Мар-Шимуну, что Хормизд будет казнён, если ассирийцы немедленно не сдадут оружие. Мар-Шимун мужественно ответил, что после всех ужасов, творимых турками над ассирийцами это невозможно, и добавил: «Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!»… Хормизд был перевезён в Мосул и казнён через повешение.
Турецкие войска и курдские отряды повели массированное наступление на ассирийский анклав в горах Хеккиари.
Ассирийцы героически сражались с многократно превосходящими в численности и вооружении турецко-курдскими погромщиками. Однако, силы были не равны, у ассирийцев иссякли патроны и воевать было нечем. Рискуя жизнью, Мар-Шимун дважды тайно пробирался в соседний Иран, надеясь добиться реальной помощи от возвратившихся туда после эвакуации в январе 1915 г. русских военных частей.
Не получив оружия, ассирийцы вынуждены были пробиваться к местам дислокации русских войск в Северо-Западном Иране, где проживали местные ассирийцы, пережившие страшный геноцид в период эвакуации русских войск. Героический переход всем народом в Иран, совершившийся осенью 1915 г. в условиях постоянного нападения неприятеля, стоил ассирийцам огромных жертв.
Находясь в Иране, ассирийский патриарх выступал перед русскими властями инициатором формирования ассирийских батальонов. На необходимости спешного создания таких батальонов Мар-Шимун настаивал и во время своей поездки в конце 1915 г. в Тифлис для встречи с Наместником на Кавказе дядей императора Великим Князем Николаем Николаевичем.
Николай II тогда просил дядю: «Прошу… передать Патриарху… Мар-Шимуну Беньямину, что Я глубоко тронут его молитвами, верю, что Господь поможет нам закончить дело освобождения турецких христиан от векового ига. Искренне благодарю Патриарха за его нравственную поддержку и готовность оказывать нам содействие».
После революционных потрясений в России, приведших к разложению в войсках, Ассирийский батальон в Иране оказался в 1917-1918 г. единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения христиан. В течение примерно полугода ассирийцам удавалось оборонять Урмию от турецких войск и их приспешников из числа курдов и других жителей региона. В патриархе Мар-Шимуне ассирийцы по-прежнему видели символ объединения всей нации. По сделанному в 1916 г. замечанию русского вице-консула в Урмии В. Никитина, ассирийский патриарх оставался символом национального единства даже для тех ассирийцев, кто под влиянием иностранных миссионеров формально сменил свою веру и уже не относится к церковной пастве Мар-Шимуна. Образ патриарха занял особое место в героическом фольклоре ассирийцев.
Понимая роль Мар-Шимуна в ассирийском сопротивлении, враги ассирийского народа пошли на подлость, подкупив для убийства Мар-Шимуна одного из курдских племенных лидеров – Исмаила ага Симко. Он заявил о желании установить мир с ассирийцами и прислал патриарху приглашение посетить Кёйна-шаhар будто бы для того, чтобы договориться о совместной борьбе с турками. Несмотря на рискованность предприятия, патриарх с небольшим сопровождением прибыл к Симко. За столом переговоров быстро выяснилось отсутствие у Симко искренних намерений пойти на союз с ассирийцами. Ассирийская делегация приняла решение покинуть переговоры, и в момент, когда ассирийцы садились на лошадей, заранее засевшие на крышах домов замаскированные стрелки открыли огонь из пулемета и ружий в спину отъезжавшим гостям. Мар-Шимун Беньямин и часть сопровождавших его людей были убиты. Поздее Его тело вскоре было отбито ассирийцами у курдов и предано земле.
Жизненный подвиг Мар-Шимун Беньямина часто сравнивают с подвигом другого выдающегося руководителя Церкви Востока – Мар Шимуна Бар-Сабаэ (IV в.), который в Сасанидском Иране также принял мученическую смерть в период массовых гонений на христиан. Каждый год, в последнее воскресенье седьмицы Дынха (Богоявление) Ассирийская Церковь Востока проводит поминальную службу по Мар-Шимуну Беньямину. Церковь Востока причислила Мар-Шимуна к лику святых. Его жизненный подвиг и мученическая смерть олицетворяют трагическую судьбу всего ассирийского народа.
Вечная ему память. АМИНЬ!
К.и.н. Иосиф Зая
Примечание: В храмах Ассирийской Церкви Востока в России память патриарха в 2020 году отмечается 23 февраля, в седьмое воскресенье по Богоявлению – Дынха, последнее воскресенье перед воскресеньем начала Великого Поста ( ܡܲܥܿܠܲܝ ܨܿܘܡܵܐ ܪܵܒܵܐ).