Пушак разе. Комментарий к литургии, вопросы 2 и 3 – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

Пушак разе. Комментарий к литургии, вопросы 2 и 3

Редакция ACOE.RU знакомит читателей с литургическим комментарием «Пушак разе» (Изъяснение таинств), составленным выдающимся ученым Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).

В 1996 году священник Шмувил Дынха  из калифорнийской епархии АЦВ перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. Он используется в качестве катехизического пособия в воскресных школах. Перевод на русский язык осуществил дьякон Роланд Биджамов.

Дополнительно приводятся цитаты из труда российского ученого Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданной в 2016 году.

Вопросы и ответы

Продолжение темы.   Вступление и вопрос 1  освещены  в предыдущем выпуске.

 

      2. Почему «мармита» состоит из песнопений (псалмов), взятых из Ветхого Завета?

Это указывает на то, что телесная природа Господа Иисуса Христа имеет отношение к Ветхому Завету, и Он родился по пророчеству ветхозаветных пророков.

Бар Зоби пишет:

«[Мармита] взятая из псалмов ветхозаветных,

Указывает на его телесную природу, которая из древности»[1].

 

      3. Почему «мармита» состоит из трех псалмов?

«То же, что сия мармита составлена из трех псалмов,

Служит изъяснением имени поклоняемого Христа,

Три славных тайны содержатся в имени «Христос» – «Помазанник»:

Отца помазуещего, Сына помазанного Духа помазанием.

Еще иначе далее я изъясню ее,

Применительно к совершенству человечества Господа нашего Иисуса.

На тело, душу и ум, обладающий знанием всяческих,

Несет указание сия мармита в начале [совершения] таин (литургии).

Сие сокрушает три нечестивые ереси,

Отрицающие тело. Душу и ум человечества Господа нашего[2].

Также это указание на три [по] десять, т.е. тридцать, и три [года],

В которые он исполнил три возраста[3] всецело”.

 

[1]  Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». – М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 61.

[2]  О. Шмувил Дынха в своем . «Пушака д разе» (С 4) поясняет, что Бар Зоби, здесь имеет в виду учения Аполлинария, Ария и Павла Самосатского.

.[3]  Букв.: вида, круга; очевидно имеются в виду возрастные периоды детства, возраста и отрочества.

См.: Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би его «Истолкование таин». – С. 62

 

Примечание.  Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.