Ролевая модель патриарха Мар Савришо
Католикос — патриарх Церкви Востока Мар Савришо II (832-836 гг.) известен своей активной деятельностью в области образования.
Ко времени его восшествия на престол (832 год), таковое находилось в крайне запущенном состоянии. Видя это плачевное состояние, католикос сразу же издал два указа, в которых призвал паству и монахов «изучать книги святых отцов наших».
Следующим его шагом стало основание школы в монастыре Мар-Питион. Интересно, что ее выпускники получали наряду с пастырским образованием и медицинское. Считалось, что священник должен уметь врачевать не только сердца и души, но и тела людей. Многие из выпускников этой школы стали потом знаменитыми миссионерами, пастырями и врачами.
Новоизбранный патриарх также обязал монахов монастыря Дайра да-Слыва (монастырь Креста) заниматься самообразованием и «обучать знаниям чад Церкви». С этой целью он выделял им ежемесячно 40 динаров из своих собственных средств. Это были огромные деньги по тем временам.
Деятельность этого предстоятеля не ограничивалась пределами Багдада и области. Патриарх совершал многочисленные поездки в далёкие области и страны. Он лично инспектировал епархии на местах, исправлял недостатки и основывал новые школы.
Среди них наибольшую известность получили школы в монастыре Мар-Питион в Багдаде, Дар ар-Рум (Ибад) в Мосуле, в патриаршем монастыре Клилишо, а также школа Верхнего монастыря (Дайра Иллета д Мар Гаврииль) в окрестностях Мосула.
Интересно, что они были наделены правом делегировать своих участия в выборах католикосов-патриархов.
Источник. На ассирийском языке.
Послесловие
В течение последних семи веков Ассирийская Церковь Востока испытывала на себе жесткое давление со стороны враждебного иноверческого окружения, выразившееся в многочисленных актах резни, гонений, уничтожения храмов, насильственного обращения в другую веру.
Приложили к этому делу свою руку и многочисленные иностранные христианские миссии, которые вместо обращения иноверцев, занимались прозелитизмом в среде ассирийцев, нанося им глубокий нравственный урон.
Все это не могло не привести к упадку церковного образования и почти полному прекращению миссионерской деятельности.
Хотя даже в краткие исторические периоды передышек, ассирийцы думали о восстановлении своих школ, монастырей и возобновлении миссии.
В начале 20 века примером такой деятельности стали труды каша Йосипа Бит Киллета, основателя знаменитой ассирийскою школы и типографии в Ираке.
Успешным был и проект духовной семинарии в Багдаде, созданной в 80-е годы прошлого нынешним патриархом (а тогда митрополитом Ирака) Мар Гиваргисом III.
И эту работу надо продолжить.
Не только на исторической Родине, но и во всех странах нашего нынешнего проживания.
Ролевая модель патриарха Мар Савришо II востребована сегодня как никогда раньше.
Роланд Биджамов