Пушак разе. Комментарий к литургии, вопрос 4

Редакция ACOE.RU продолжает знакомить читателей с литургическим комментарием «Пушак разе» (Изъяснение таинств), составленным выдающимся ученым Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).

В 1996 году священник Шмувил Дынха из калифорнийской епархии АЦВ перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. Он используется в качестве катехизического пособия в воскресных школах.

Дополнительно приводятся цитаты из труда российского ученого Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданного в 2016 году.

Вопрос 4

Продолжение темы.  Вопросы 2 и 3 освещены в предыдущем выпуске

4. Почему в конце каждой строфы поют «Аллилуйя»?

Возглас «hаллелуйя» указывает на славословия, которое пели ангелы во время рождества Спасителя.

        «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». (Св. Евангелие от Луки 2:14)[1]

Н.Н. Селезнев более подробно освещает этот вопрос в своем издании книги Бар Зоби.[2]

«То же, что к каждому стиху прилагается  [пение] «Аллилуйя»,

Тайнообразует те восхваления, которые восклицали ангелы[3] при Рождестве Его.

То, что перед окончанием всей мармиты

В двух словах Церковь делает смену гласа,

Указывает тем самым на замену Закона,

Введенную Возвестителем Духа посредством Крещения,

Тем, Который есть глас вопивший Церкви при [совершении] таинств

То, что возносится слава Отцу, и Сыну, и Духу,

Тайнообразует то [Бого]явление, которое состоялось

           при Крещении Господнем[4].

При Крещении Господнем явилась Троица,
Отец гласящий, Сын крещаемый и Дух нисходящий.

Завершение же мармиты, возглашаемое гласом велиим,

Символ есть гласа Иоаннова, возгласившего Слово.

Слово внутренне есть, сокровенно душе и неведомо,

И невозможно людям слышать его без голоса.

Так и Слово, вечный Сын, скрылся в теле.

И неведом был, пока не объявил о Нем глас Иоаннов.

Прекрасно нарек его сын Амосов гласом вопиющего[5],

И побуждающего людей взирать на Слово, сокровенное в теле».

Далее Бар Зоби рассказывает об «Онита д канке» (песнопении алтаря, сир, – ܥܘܢܝܬܐ ܕܩܢܟ̈ܐ).

«Алтарное песнопение[6] также таинственно содержит два смысла,

Один – об [ангелах] духовных, которые увидев сие, воскликнули хвалу.

Другой – об Иоанне, возгласившем и рекшем: «Вот Грядущий»,

И назвавшем Его Агнцем, очищающим грехи и прощающим вины[7]

Читать следующий выпуск


Примечание.  Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.

[1] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе» (С 5)

[2] Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». – М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 61.

[3] Букв. : бдящие  Там же. С. 63

[4] дынхе  д-Маран – букв.: явление Господне

[5]  Ис. 40:3.  Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». – М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 65.

[6]  Там же.

[7]  Ин. 1. 29-36