Пушак разе. Комментарий к литургии, вопросы 7-9
Мы продолжаем знакомить читателей с литургическим комментарием «Пушак разе» (Изъяснение таинств), составленным выдающимся ученым Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).
В 1996 году священник Шмувил Дынха из калифорнийской епархии АЦВ перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. Он используется в качестве катехизического пособия в воскресных школах. Дополнительно приводятся цитаты из труда российского ученого Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданной в 2016 году.
Роланд Биджамов
Вопросы 7-9
7. Почему во время молитвы «Ляху Мара» кладут «бисме» — благовония?
Бар Зоби пишет:
«Каждение ладаном, который Церковь воскуряет во время [пения] «Тебя, Господь»,
Тайнообразует блаженство, обетованное верующим в Него»[1].
В свое очередь о. Шмувил Дынха в своем пособии «Пушака д разе»[2] обращает внимание на следующие места Священного Писания:
«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Св. Евангелие от Иоанна 3:15-16)
«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
(Св. Евангелие от Иоанна 4:14)
Отец Шмувил также рекомендует к прочтению стихи 27-67 из главы 6 Евангелия от Иоанна.
8. Каково значение молитвы «Кадиша Аляhа» (Святый Боже)?
Бар Зоби пишет:
«Следующее затем пение «Святый»,
Тайнообразует ангелов, которые сопровождали его своими славословиями:
«После того, как одолел Врага в сражениях Своих с ним, Приблизились ангелы и служили пред величием Его»[3].
Сравните с:
«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».
(Св. Евангелие от Матфея 4:11)
9. Почему во время Божественной литургии читают из книг Ветхого Завета?
Бар Зоби пишет:
«Пятикнижие же и Пророки, читаемы при [совершении] таинств,
Тайны несут доказательств послания Слова Его,
«Исследуйте Писания и увидите то, на что уповали народы, Да воспримут чрез них обетованную жизнь, ей же нет конца»[4].
Затем Он встал, и дали Ему читать книгу Исаии,
Предсказавшего в своем пророчестве Его явление:
«Дух Господа Бога на Мне в изобилии,
И помазал Меня и выделил Меня, чтобы
благовествовать сынам Моим нищим».
И после того, как прочел [сие] в пророчестве Духом явленном,
Сказал им: вот, откровения эти сбылись[5].
И с другими еще доказательствами, приведенными им,
Подтвердил Он учение Свое [свидетельствами] из Ветхого Завета.
И посему читаются Писания из Ветхого Завета.
Ибо да пребудут в едином согласии Заветы,
Оба, и сей Новый, и тот, Ветхий»[6].
О. Шмувил Дынха при освещении данного вопроса приводит следующие места[7] из Писания:
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано…»
(Св. Евангелие от Луки 4:16,17)
«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?»
(Св. Евангелие от Матфея 13:54)
Примечание. Редакция сайта выражает отдельную
благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.
[1] См. Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». – М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 67
[2] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе» (С. 7)
[3] Селезнев Н.Н. Там же. С. 69
[4] Ин. 5:39
[5] Лк. 18:21; Ис. 61:1-2
[6] Селезнев Н.Н. Там же. С. 69
[7] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе». С. 8