Пушак разе. Комментарий к литургии, вопросы 7-9

Мы продолжаем знакомить читателей с литургическим комментарием «Пушак разе» (Изъяснение таинств), составленным выдающимся ученым Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).

В 1996 году священник Шмувил Дынха из калифорнийской епархии АЦВ перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. Он используется в качестве катехизического пособия в воскресных школах. Дополнительно приводятся цитаты из труда российского ученого Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданной в 2016 году.

Роланд Биджамов

Вопросы 7-9

Продолжение темы.

   7. Почему во время молитвы «Ляху Мара» кладут «бисме» – благовония?

Бар Зоби пишет:

«Каждение ладаном, который Церковь воскуряет во время [пения] «Тебя, Господь»,

Тайнообразует блаженство, обетованное верующим в Него»[1].  

В свое очередь о. Шмувил Дынха в своем пособии «Пушака д разе»[2] обращает внимание на следующие места Священного Писания:

«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Св. Евангелие от Иоанна 3:15-16)

«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

(Св. Евангелие от Иоанна 4:14)

Отец Шмувил также рекомендует к прочтению стихи 27-67 из главы 6 Евангелия от Иоанна.

   8. Каково значение молитвы «Кадиша Аляhа» (Святый Боже)?

Бар Зоби пишет:

«Следующее затем пение «Святый»,

Тайнообразует ангелов, которые сопровождали его своими славословиями:

«После того, как одолел Врага в сражениях Своих с ним, Приблизились ангелы и служили пред величием Его»[3].

Сравните с:

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

(Св. Евангелие от Матфея 4:11)

  9. Почему во время Божественной литургии читают из книг Ветхого Завета?

Бар Зоби пишет:

«Пятикнижие же и Пророки, читаемы при [совершении] таинств,

Тайны несут доказательств послания Слова Его,

«Исследуйте Писания и увидите то, на что уповали народы, Да воспримут чрез них обетованную жизнь, ей же нет конца»[4].

Затем Он встал, и дали Ему читать книгу Исаии,

Предсказавшего в своем пророчестве Его явление:

«Дух Господа Бога на Мне в изобилии,

И помазал Меня и выделил Меня, чтобы 

    благовествовать сынам Моим нищим».

И после того, как прочел [сие] в пророчестве Духом явленном,

Сказал им: вот, откровения эти сбылись[5].

И с другими еще доказательствами, приведенными им,

Подтвердил Он учение Свое [свидетельствами] из Ветхого Завета.

И посему читаются Писания из Ветхого Завета.

Ибо да пребудут в едином согласии Заветы,

Оба, и сей Новый, и тот, Ветхий»[6].

О. Шмувил Дынха при освещении данного вопроса приводит следующие места[7] из Писания:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано…»

(Св. Евангелие от Луки 4:16,17)

«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?»

(Св. Евангелие от Матфея 13:54)

Примечание.  Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.


[1] См.  Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». – М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 67

[2] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе» (С. 7)

[3] Селезнев Н.Н. Там же. С. 69

[4] Ин. 5:39

[5] Лк. 18:21; Ис. 61:1-2

[6] Селезнев Н.Н. Там же. С. 69

[7] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе». С. 8