Буддизм и христианство. Великие дебаты в Панадуре
В издательстве «Косья: Шедруб Линг» вышла в свет книга «Великие дебаты в Панадуре. Буддизм и христианство лицом к лицу». Она посвящена истории противостояния христианских миссионеров и буддийского духовенства во второй половине XIX века на Шри-Ланке. Считается, что его кульминацией стал состоявшийся в 1873 году диспут в Панадуре, закончившийся, по мнению издателей русского издания книги, победой буддистской стороны. Более того, «Великие дебаты в Панадуре», позиционируются как толчок к популяризации и распространению буддизма на Западе.
Книга вызвала неоднозначную реакцию в российском академическом сообществе. Появились рецензии на книгу, которые мы решили привести полностью.
Так, пользователь Markyon оставил следующую рецензию на странице книжного портала LiveLib:
Финский стыд
Ждал от книги намного большего. Победа на этих дебатах буддийской стороны — не официальное, а, якобы, общепринятое положение дел. Ещё в предисловии (кстати, очень хорошем) написано, что христиане считали, что победили они. Лично я считаю также. Представитель буддизма всё время переходил на личности, защищал буквальное понимание буддийской космологии («Морской компас — лучшее доказательство существования Махамеру»), отрицая классическое представление о мироустройстве Вселенной *рукалицо*, и постоянно нападал на христианство, использую настолько слабые аргументы, что их опроверг бы любой семинарист 1-го курса. Но, по-видимому, бхиккху сделал из своего выступления целое шоу, отчего и получил приз зрительских симпатий. Но если говорить по-существу, дебаты слабые. Их важность в импульсе, которые они дали. Короче, свой голос отдаю христианской стороне. Книга издана классно. Твёрдая обложка, белые страницы, хороший шрифт. Есть нарекания к переводу, но это уже дело привычное. Не понимаю, почему нельзя было обратиться с консультацией к специалисту относительно перевода санскритских и палийских терминов. Вступительный текст Пиблса бессовестно пропустил, что и вам советую, если вы не интересуетесь всякими теософиями, спиритизмами и прочей лабудой. Для понимания буддизма лучше читать буддистов.
Хорошо, что книга вообще вышла. Как-никак, а ведь памятник эпохи.
В свою очередь, религиовед и публицист Алексей Макаров оставил следующую рецензию в сообществе «Сакральные тексты».
«Вышел в пер. с англ. знаменитый диспут 1873 г. в Панадуре между буддистами Тхеравады (в лице Гунанады) и христианами (формально в лице методистов Давида да Сильвы и Ф. Сириманна, но на самом деле «объединённой партии англикан, баптистов и католиков»):
Великие дебаты в Панадуре: буддизм и христианство лицом к лицу / Пер. с англ. и монг., вст. статья, прим. С. Ю. Куваева. — Косья: Шедруб Линг, 2019. — 212 с., илл. ISBN 978-5-9905117-2-9
«Диспут важен с исторической точки как прецедент (и позднейшим культурным влиянием). По мнению же Общины, «…в современных полемических антибуддийских публикациях представителей Русской православной церкви встречаются аргументы, практически идентичные тем, что были озвучены в Панадуре почти полтора века назад. Это лишний раз свидетельствует, что настоящее издание текста «Великих дебатов», никогда до этого не публиковавшегося на русском языке, найдёт своего неравнодушного читателя».
Послесловие
Представляется очевидным, что сделать окончательный вывод о достоинствах и недостатках книги можно будет лишь ознакомившись с ее содержанием. Благо, такая возможность имеется.
Роланд Биджамов