Мар Афрахат.Тахвита о посте

Святой Мар Афрахат (Афраа́т Перси́дский (ок. 270-345; сир. ܐܦܪܗܛ, среднеперс. Frahāt, греч. Ἀφραάτης, лат. Aphraates) сыграл значительную роль в становлении сирийской церковной письменности.

Он является автором 23 проповедей, так называемых “тахвит”, то есть “доказательств”. Десять первых из них, были написаны в 337 году и посвящены увещательным и аскетическим темам, Среди них и “Тахвита о посте”, переведённая выдающимся российским сирологом Григорием Кесселем. Вот как звучит её начало, которое мы цитируем по статье “Епископ Афраат мудрец Персидский. Тахвиты “о посте” и ” о молитве”, опубликованной на сайте azbyka.ru.

ТАХВИТА О ПОСТЕ

Прекрасен перед Богом чистый пост, и пребывает он в со­хранности, подобно сокровищу, [которое собирается] на небесах. Он есть оружие против лукавого и щит, отражающий раскален­ные стрелы врага. Это сказал я не от своего разумения, но от Священного Писания, в котором показано, что пост всегда по­могал тем, кто постился неложно. Ибо пост, возлюбленный мой, не [сводится] только к [воздержанию] от хлеба и воды, но нема­ло имеется [видов] соблюдения поста.

Так, одни воздерживаются от хлеба и воды до тех пор, пока не появится голод и жажда. Другие постятся, чтобы пребывать в девстве, они алчут – но не едят, жаждут – но не пьют; и этот пост лучше. И еще есть соблюдающие себя в целомудрии, и это [также] пост. Одни воздерживаются от мяса, вина и от опреде­ленной пищи. Воздержание других заключается в том, чтобы пре­пятствовать своим устам произносить злые слова. Одни воздерживаются от гнева и [стараются] преодолеть свою природ­ную наклонность ко злу, чтобы не оказаться побежденными [ею]. Другие воздерживаются от собственности, чтобы обнищать ра­ди служения своему Господу. Одни воздерживаются от всякого ложа, чтобы бодрствовать в молитве. Другие воздерживаются от вещей века сего, терпя страдания, чтобы враг не смог причинить им вреда. Воздержание некоторых состоит в том, чтобы скорбеть и [этим] угодить своему Господу через страдание. Но есть и та­кие, которые собирают все эти [виды воздержания] и сводят их во единый пост.

Предположим, что человек воздерживается от пищи, претер­певая голод. И пока он сдерживает себя, чтобы не есть и не пить, он называется постящимся. А если он [хотя бы] немного съест или выпьет, то [тем] прекратит он свой пост. Подобно этому, если человек, воздерживающийся во всем, в какой-то момент прекратит одно из воздержаний, то уже более пост его не вме­няется ему в заслугу. Тот, кто [,воздерживаясь от всего,] пре­кращает одно из [своих] воздержаний, не отличается от того, чей пост не засчитывается потому, что он ест и пьет с жадностью. Ес­ли случится, что некто по причине голода нарушит свой пост – невелик его грех. Но не мал, а велик грех того, кто, посвятив себя всецелому воздержанию, склонится к тому, чтобы оставить хотя бы одно из [своих] воздержаний.

Примечание. С полным текстом произведения можно ознакомиться, пройдя по приведённой вверху ссылке на статью.

Иллюстрация к данной статье взята из книги Les Vies des Pères des déserts d’Orient : leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique , Paris, 1886 (1880s). Авторы: Authors: Marin, Michel-Ange, 1697-1767 , Veuillot, Eugène, 1818-1905.

Источник: Wikimedia

Читать о Персидском мудреце: Мар Афраат ܡܪܝ ܐܦܪܗܬ ܀

Роланд Биджамов