Таинство святой закваски

По традиции в Ассирийской Церкви Востока таинствами признаются следующие: прежде всего, таинство Крещения и таинство Евхаристии. По свидетельству Йоханнана Бар Зоби (кон. XII-перв. пол. XIII в.), они являются самыми главными. Затем, таинство миропомазания, таинство священства и таинство покаяния. Следующие два таинства являются особенностями традиции Церкви Востока. Это таинство закваски и таинство знамения Креста.

В представленном видеоролике епископ Мар Ава Ройел рассказывает на современном ассирийском языке о таинстве святой закваски, известном как «раза д-хмира кадиша» или «Малька» (сир.: “царь”).


Основные положения этой лекции содержатся в докладе под названием The Sacrament of the Holy Leaven (MALKA) in the Assyrian Church of the East, сделанном владыкой Мар Авой в ходе международного литургического конгресса, проходившего в Риме в октябре 2011 г.

Заметим, что епископ Мар Ава Ройел является автором книги “Mysteries of the Kingdom. The Sacraments of the Assyrian Church of the East”, посвященной сакраментологии Ассирийской Церкви Востока. Книгу можно заказать в Amazon.com.

В 2007 году епископ Мар Ава (тогда священник Давид Ройел) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора сакраментальной теологии в Папском восточном институте в Риме, где он специализировался на изучении восточных обрядов. В ноябре 2008 года он был рукоположен во епископа Калифорнийского с наречением имени Мар Ава. Является секретарем Священного Синоду АЦВ.и руководителем Комиссии по внешним церковным сношениям и образованию (.CIRED).

Роланд Биджамов

ПРИМЕЧАНИЕ

Каждый священник Ассирийской Церкви Востока при рукоположении получает от епископа частицу, состоящую из муки, очень малого количества воды, соли и елея, которая и называется «малька». От этой частицы малая часть вкладывается в тесто, приготовляемое для литургии, а раз в год, в Великий Четверг, совершается чинопоследование возобновления “малька”.

Кроме того, при приготовлении теста для литургического хлеба в него вкладывается частица теста (хмира каддиша), специально оставленная от теста предыдущей литургии, и такая цепочка связей уходит вглубь веков. По преданию, это преемство восходит к апостолу Иоанну, у которого осталась частица от Тайной Вечери, и на Восток последовательная передача частиц пришла благодаря апостолам Фоме и Варфоломею из числа двенадцати, а также Аддаю и Марию из числа семидесяти.