«Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Ч. I
Первая часть статьи М. Г. Калинина и А. М. Преображенского «Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Сирийская и арабская рукописные традиции» была опубликована в журнале в № 1 (5) за 2020 год журнала «Библия и христианская древность».
Статья написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-012 00650). Авторы выражают глубокую благодарность Г. М. Кесселю, консультировавшему их по ходу работы; В. М. Лурье и А. Г. Сиротинину, предложившим важные замечания и дополнения по тексту публикации; иерею А. Полховскому, с которым авторы обсуждали предварительную версию настоящей работы; Н. Н. Селезнёву, который любезно поделился рядом публикаций, книг и рукописей, использованных при написании статьи, а также побудил авторов исправить ряд недостатков работы; Каису Бадину, выполнившему набор арабского текста по каирскому изданию, использованному при подготовке арабского текста для настоящей публикации.
Первая часть работы содержит описание рукописной традиции «Глав о ведении» восточносирийского мистика VII века Раббана Афримарана. В рамках этого описания впервые вводится в научный оборот западносирийская рукописная традиция «Глав о ведении» и даётся описание арабской версии этого произведения (она была введена в научный оборот в 2019 г. авторами настоящей работы). Вторая часть содержит критическое издание по 14-ти рукописям и перевод первых 13-ти глав текста Афнимарана. Эта публикация будет продолжена двумя статьями, которые охватят остальные разделы «Глав о ведении».
Раббан Афнимаран
Раббан Афнимаран Великий (ок. 600/5 — 700/5 гг.), был насельником основанного в 7 веке знаменитого монастыря Бет ʽАвэ на севере Ирака, который русскому читателю известен благодаря тому, что в нём ок. 676 г. в епископы Ниневии был рукоположен прп. Исаак Сирин. Афнимаран происходил из города Карха д Бет Слох (ныне Киркук в современном Ираке), и принадлежал к пятому поколению реформированного монашества Церкви Востока. Его учителем был Кам-Ишоʽ († 652/3 г.), четвёртый игумен Бет ʽАвэ, который был послушником Иакова Лашомского († 628), основателя этой обители. Согласно Ишоʽднаху Басрскому, после ухода из Бет ʽАвэ Афнимаран подвизался в монастыре Зарнука и обители Мар Иоанна Хлахлаха, в которой он, по всей вероятности, был игуменом.
Впоследствии братия монастыря Хлахлаха обвинила Афнимарана в ереси мессалианства и изгнала его из обители. Некоторое время после этого он подвизался отшельником в горах Бет Нухадра на севере Ирака близ города Заху. Там им был основан знаменитый Шафрановый монастырь, который просуществовал до XIII столетия.
Из «Книги настоятелей» и других источников известно, что Раббан Афнимаран был автором множества агиографических и гимнографических сочинений. Однако, единственным сохранившимся творением Афнимарана являются «Главы о ведении».
Этот жанр монашеской письменности (греч. κεφάλαια γνωστικά, сир. ręšę d-īḏaʕṯā), иногда для краткости называемый сотницами, стал известен в восточносирийской традиции вместе с переводом в V–VI вв. на сирийский язык сочинений Евагрия Понтийского и прп. Марка Подвижника. Особенного расцвета жанр достиг во второй половине VII — начале VIII в. В это время на юге месопотамского региона были написаны «Книга благодати» Симеона д-Тайбуте и «Главы о ведении» прп. Исаака Сирина (вошедшие во Второе собрание), тогда как в северной Месопотамии — «Книга купца» Иоанна Бар Пенкайе и «Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Ни один из этих текстов до сих пор критически не издан, однако для первых трёх существуют полные, либо частичные переводы на европейские языки.
В отличии от них трактат Афнимарана до настоящего момента не привлекал внимания исследователей, и лишь однажды в начале XX в. был упомянут в контексте восточносирийской традиции А. Шером в связи с использованием в нём числового символизма. С тех пор и вплоть до 2011 г., когда Г. М. Кесселем и К. Пинггерой была опубликована «Библиография сирийской аскетической и мистической литературы», считалось, что «Главы о ведении» Афнимарана сохранились лишь в составе анонимного восточносирийского толкования.
Авторы исследования особо отмечают, что трактат Афнимарана читался отнюдь не только иноками Церкви Востока, но и приобрёл широкую известность (пусть в усечённой форме) в других древневосточных ортодоксальных церквах.
Источник: Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Сирийская и арабская руко- писные традиции. Часть I / критическое издание сирийского текста, перевод с сирийского и комментарии М. Г. Калинина и А. М. Преображенского; подготовка и перевод арабского текста М. Г. Калинина под ред. А. Н. Дунцова // Библия и христианская древность. 2020. No 1 (5). С. 15–64. DOI: 10.31802/2658-4476-2020-1-5-15-64
Примечание. Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.