Пушак разе. Комментарий к литургии, вопросы 20-22

Литургический комментарий «Пушак разе» (Изъяснение таинств) был составлен выдающимся ученым Церкви Востока Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).

В 1996 году о. Шмувил Дынха перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. С тех пор книга о. Шмувила  используется в качестве пособия в воскресных школах АЦВ. С целью лучшего усваивания материала в настоящем пособии  используются параллельные места из книги Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданной в 2016 году. Примечательно, что российский ученый, переводя оригинал произведения, сохранил его стихотворную форму.

Роланд Биджамов

Вопросы 20-22

Продолжение темы

20. Почему во время чтения Евангелия держат в руках две свечи?[1]  

      Свечи эти, также именуемые “светилами”, изображают собой слово, сказанное Господом нашим ученикам Своим: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». (Мф. 5:14). Под «миром» здесь подразумевается «народ», а именно  иудеи и  неиудеи.

      В переводе Н.Н. Селезнева мы читаем:

«Два светильника/свечи, которые в сей час сопровождают Благовестие,

Тайнообразуют то, что сказал Господь наш Иисус

Своим Двенадцати [ученикам]:

«Вы—свет мiра, Народа и народов,

Да просветите Народ и народы светом слов Моих».

Прекрасно поэтому, что два светильника, а не один лишь,

Чтобы несли они указание на Народ и народы, просвещаемые от слов Его[2]».

21. На что указывают «карозута» (призыв дьякона) «Нкум шапир» («Станем добре») и «Баута» – просьба о милостях, с которой обращаются верующие?[3]

     Эти «карозута» и «баута» занимают место той мольбы, которую вознес Христос в Гефсиманском саду перед тем, как был предан в руки грешников и пострадал.

     « И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня;  впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Мф. 26:39). См. также: Мк. 14:36, Лк. 22:42.

      « Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5:30).

       «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». (Ин. 6:38)

       « Он, во  дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за свое благословение ». (Евр. 5:7)

       «… и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Флп. 2:8).

В самом “Истолковании Таин” мы читаем:

«Истолкование[4] же после Благовестия есть символ того учения, в котором наставлял

Господь наш Свои Двенадцать [учеников],

Прежде, чем пострадать, Своим ученикам Он преподал им свои страдания и смерть, и также воскресение из мертвых.

Возглашение[5] и моление[6] несут тайну того моления, которое принес Господь наш перед Своим страданием: «Отче Мой, избавь же Меня от чаши сей, столь горькой,

Если волишь Ты, да минует Меня чаша сия, да не вкушу ее»[7].

22. Почему священник творит в это время молитву рукоположения («слота д сьямида»)[8]?

      Когда дьякон (шамаша) возглашает « Аркен решайкон  ла-сьямида вкаббел бурукта», то есть «Склоните головы для рукоположения и примите благословение», то в это время священник произносит в сердце своем молитву  «слота д сьямида ». Она изображает ту молитву, которую вознес Господь наш ради учеников Своих.

      « Я уже не в мире, но они в мире, а Я  к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое; тех, которых  Ты дал Мне,  Я  сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется  Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их  из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово  Твое есть истина». (Ин. 17: 11-17)

      И еще другие слова говорил Он ученикам Своим после Пасхи Его (т.е. в Великий Четверг), в виде молитвы поучая их о событиях, которые  должны были произойти. 

Бар Зоби поясняет это следующим образом[9]:

«Молитва же рукоположения священника Церкви

Тайнообраз есть молитвы, которой молился  Господь наш о Своих учениках:

«Отче Мой Святый, сохрани же их во Имя Твое Святое,

Да будут с Тобою в единстве любви совершенной,

Я есмь в Тебе, и Ты еси во Мне, и они также суть в Нас,

Да будут едиными в единстве нераздельном»[10].

Вместе с другими словами, которые еще изрек он после Пасхи Своей[11].

В форме молитвы учил их о грядущем».

Примечание.  Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн иллюстрации к материалу.


[1] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе». С. 16

[2] См. Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо`би и его «Истолкование таин». Критический текст, перевод, исследование. — М. Изд-во АЦВ.2016. С. 79 

[3] О. Шмувил Дынха. Там же.

[4]  тургама – ܬܘܪܓܡܐ- Разъяснение, проповедь после чтения Евангелия 2. Двенадцатисложный гимн  в честь праздника или памяти святого, в котором раскрывается содержание празднования, исполняется перед  Евангелием. В оригинале истолкования таинств употребляется только в первом значении.  Хотя в наши дни под тургама  понимаются любые песнопения, исполняемые перед чтением  Евангелия. См. Селезнев Н.Н. Там же. С. 210

[5] карозута —ܟܪܘܙܘܬܐ.  См. Селезнев Н.Н. Там же. С. 208

[6] баута —ܒܥܘܬܐ — моление; 1. Разновидность просительной молитвы в поэтической форме; 2.специальная служба, сопровождающаяся постом, как например ܒܥܘܬܐ ܕܢܝܢܘܝ̈ܐ «Моление Ниневитян»Там же. С. 207   

[7] Мф. 26:39; Мк. 14:36; Лк. 22-42

[8] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе». С. 16

[9] Селезнев Н.Н. Там же. С. 81

[10] Ин.17

[11] т.е. Тайной вечери