Мемра Мар Афрема «Об отшельниках» и основатели «мессалианства» в Эдессе IV века. Часть I

Статья А. В. Муравьёва «Мемра Мар Афрема «Об отшельниках» и основатели «мессалианства» в Эдессе IV века. Часть I: контекст и текст (1–100)» была опубликована в номере 4 (4) журнала «Библия и христианская древность» за 2019 г.

Для цитирования: Муравьёв А. В. Мемра Мар Афрема «Об отшельниках» и основатели «мессалианства» в Эдессе IV века. Часть I: контекст и текст (1–100) // Библия и христианская древность. 2020. № 1 (5). С. 97–114. DOI: 10.31802/2658-4476-2020-1-5-97-114

Аннотация
Первая часть посвящена исследованию аскетических тем у Мар Афрема на основе сопоставления разных частей его корпуса. Сирийский аскетизм у него отражён в трёх основных формах: городские общины «обетников», странничество и разновидность последнего — «воскизм», связанный не только с отказом от стабильного местопребывания, но и с определённой диетой (питанием травой и листьями). Странничество (ˀksnayūṯā) в латинской и греческой традиции попало под подозрения, gyrovagi и «мессалиане» стали проклинаться и изгоняться.
В сирийской традиции конкуренция между странничеством и киновией была более долгой. В IV в. этот вопрос для Мар Афрема ещё не имел остроты: он восхвалял Мар Юлиана Саббу и Мар Авраама Кидонского, которые практиковали радикальные формы отшельничества. В ряду аскетических сочинений Мар Афрема важное место занимает мемра (метризованная гомилия) «Об отшельниках». Она принадлежит к циклу сочинений и интересна прежде всего описанием форм местных особенностей аскетической жизни (īḥı̄ḏayūṯā) в Верхней Месопотамии и Сирии. В ней описаны практики пустынного отшельничества и социальной самоизоляции, которые связываются с начальным этапом «мессалианского» движения (национального сирийского аскетизма). Статья сопровождается переводом стихов 1–100 мемры.

Читать в формате PDF

Редакция сайта ACOE.ru особо отмечает, что публикация данной статьи проливает свет на богатые традиции монашества Церкви Востока, утраченные в последние века в силу крайне неблагоприятных внешних факторов. Лишь тщательное изучение традиций сирийского монашества в их историческом контексте, с их неизбежной адаптацией к реалиям 21 века, способно содействовать восстановлению форм монашеского служения в Ассирийской Церкви Востока. В этом плане труды Алексея Владимировича Муравьева и других российских ученых представляются неоценимыми.

Роланд Биджамов

Примечание. Дизайн иллюстрации подготовлен В. В. Шумановым.