Мар Афрахат. Тахвита о вере

Святой Мар Афрахат (Афраа́т Перси́дский (ок. 270-345) является автором 23 проповедей, так называемых “тахвит” (сир. ܬܚܘܝ̈ܬܐ)., то есть “доказательств”. Первые десять “тахвит”, в том числе “Тахвита о вере” (сир. ܬܚܘܝܬܐ ܕܗܝܡܢܘܬܐ), были написаны в 336 – 337 гг. Тахвита была опубликована на сайте azbyka. ru в переводе Григория Кесселя.

[I/5] Твое письмо, возлюбленный, я получил. И, прочитав его, очень обрадовался о тебе, так как ты направил свое усердие на эти изыскания. Впрочем, ты обращаешься ко мне с одной просьбой. Даром берется, даром дается [Мф. 10:8]. А если, кто имеет и хочет удержать от просящего, лишается и того, что имеет [Мф. 25:29]. Ибо получающий в дар, также должен принести дар. Вот, возлюбленный, ты вопрошаешь меня, и то, что постигла моя ничтожность, я напишу тебе. И даже в том, о чем ты не просил меня, я, испрашивая от Бога, наставлю тебя.
Слушай же, возлюбленный, и открой внутренние очи сердца твоего и духовные чувства ума твоего к тому, что я буду говорить тебе.

  1. Итак, вера из многих вещей соединяется и из многих цветов составляется. Она подобна строению, которое выстраивается из многочисленных материалов, и поднимается строение это до небес. [I/8] Знай же, возлюбленный, что в основание строения закладываются камни. И затем на камнях поднимается все строение, пока не будет завершено. Так же и во всем, что относится к нашей вере: ее основанием является несокрушимый камень, который есть Господь наш Иисус Христос. На этом камне полагается вера, и на вере поднимается все строение, пока не будет окончено. Именно это основание и есть начало всего строения. Поэтому, когда человек приближается к вере, то он поставляет себя на камне, который есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос. И строение его от волн не колеблется, и от ветров не повреждается, и от бурь не падает, ибо поднялось строение его на скале из твердого камня. А то, что я назвал Христа камнем, то не от своего ума я сказал, но пророки прежде назвали Его камнем – я же [это в свое время] покажу тебе.
  2. Теперь же послушай о вере, которая утверждена на камне, и о строении, которое поднялось на камне.
    Прежде всего, [должен] человек уверовать.
    Когда же уверует, возлюбит.
    Когда же возлюбит, приобретет надежду.
    Когда же приобретет надежду, получит оправдание.
    Когда же будет оправдан, станет совершенным.
    Когда же достигнет совершенства, будет увенчан .
    [I/9] А когда поднимется все строение его, будет закончено и завершено, тогда он станет домом и храмом обитания Христа, как сказал пророк Иеремия: Храм Господа, храм Господа, храм Господа вы, если благоустроите пути ваши и дела ваши. И еще сказано пророком: Я вселюсь в них и похожу в них. И еще блаженный апостол так сказал: Вы храм Божий и Дух Христов обитает в вас. И еще так Господь наш сказал ученикам Своим: Вы во Мне, а Я в вас.
  3. Когда же станет дом домом для обитания, тогда начинает усердствовать человек в том, что требуется для обитающего в строении. Так, например, если в доме поселится царь или благородный человек, названный царским именем, тогда потребуется царю все подобающее царскому достоинству и службы всякого рода, необходимые для царского величия. Ибо в доме, лишенном всяческих благ, царь не пребывает и не обитает в нем. Но требуется царю всевозможное убранство дома, без какого-либо недостатка. А если чего-то не хватает в доме, в котором поселился царь, то смерти предается смотритель дома за то, что не приготовил он [должным образом] службы царю.
  4. [I/12] Также и человек, ставший домом, причем домом обитания Христа, пусть посмотрит, что подобает для служения Христу, Который поселился в нем, и чем именно он угодит Ему. Прежде всего, пусть строит он свое строение на камне, который есть не кто иной, как Христос. На камне утверждается вера, а на вере воздвигается все строение.
    И требуется, чтобы дом был обитаем, пост чистый,
    на вере установленный.
    И требуется ему молитва чистая,
    верой приобретенная.
    И подобает ему любовь,
    с верой соединенная.
    И необходимы дела праведные,
    верой дарованные
    И да испросит он смирения,
    верой украшенного.
    И да изберет себе девство,
    в вере возлюбленное.
    И да приблизит к себе целомудрие,
    верой насажденное.
    И да мыслит в мудрости,
    верой обретенной.
    И да ищет себе странничество,
    верой приумножаемое.
    И требуется ему простота,
    с верой смешенная.
    И да ищет себе терпение,
    в вере совершенствуемое.
    [I/13] И да соблюдает себя в умеренности,
    с верой приобретенной.
    И да возлюбит сокрушение,
    верой являемое.
    И да испрашивает также чистоту,
    с верой сохраняемую.
    Всего этого требует вера, поставленная на скалу из твердого камня, который есть не кто иной, как Христос. Все эти дела необходимы царю Христу, Которой обитает в людях, воссоздавших себя такими делами.
  5. И если скажешь ты: коль скоро Христос положен в основании, каким же образом обитает Христос в строении, когда оно закончено, – то о сих двух сказал блаженный апостол: Я как мудрый строитель положил основание . И он разъяснил там, показав, об основании: Никто не сможет положить другое основание, кроме сего положеного, и которое есть не кто иной, как Иисус Христос. А о том, что Христос также обитает в строении, ([вспомни] то самое рассуждение, которое было написано выше: Иеремия называет храмами людей, а Бог есть тот, Кто обитает в них) и апостол сказал: Дух Христов обитает в вас. И Господь наш сказал: Я и Отец Мой едины. Итак довольно, закончено рассуждение о том, что Христос обитает в людях, которые веруют в Него, и именно Он есть основание, на котором поднимается все строение.
  6. [I/16] Возвращаюсь к моему первому рассуждению, в котором я сказал, что Христос был назван камнем пророками. Раньше всех Давид сказал о Нем: Камень, который отвергли строители, тот стал во главу строения. И как отвергли строители сей камень, который воистину есть Христос, также и [народ] отверг Его перед лицом Пилата, говоря: Да не будет этот царем над нами. А вот еще и притча, которую рассказал Господь наш: муж благородный пошел, чтобы получить царство и затем возвратиться и царствовать над людьми, а те послали во след ему вестников, говоря: Да не будет над нами сей царем. Этим они отвергли камень, который есть не кто иной, как Христос. Так каким же образом он стал во главу строения? Не иначе, как поднявшись на здание народов. А на Нем поднимается все их здание. Кто же суть строители, если не священники и фарисеи, которые не построили прочное строение, но разрушили то, что было построено, как написано пророком Иезекиилем: Он построил стену, а те били по ней, чтобы она упала. И еще написано: Искал я среди них человека, который обнес бы стеной и встал в проломе за землю, чтобы Я не погубил ее, и не нашел. [I/17] И еще Исайя предвозвещал о сем камне: Так говорит Господь: Вот Я полагаю на Сионе камень испытанный, краеугольный, ценный – главу стены и основания. И еще сказал там: Всякий верующий в него не убоится, а тот, кто упадет на этот камень, сокрушится. И все, на что он упадет, разобьет. Ибо упал на него народ Израильский, и было сокрушение его вовек. И еще падает [этот камень] на идола и разбивает его. А народы уверовали в него и не убоятся.
  7. Вот показал [Исайя] о камне, который был положен и главой, и основанием стены. Но если основанием был положен этот камень, то как он стал одновременно и главой стены? А так: когда пришел Господь наш, то положил веру Свою подобно основанию на земле, и подобно главе стены поднялся превыше всех небес. И было составлено все строение из камней сверху и снизу. А о вере (ранее я говорил, что Он веру Свою положил на земле) и Давид, предвозвещая о Христе, говорит: Вера прорастет из земли. Но также и о горнем он сказал: Правда явилась с неба. [I/20] И еще Даниил говорит о сем камне, который воистину есть Христос: Камень откололся от горы без рук и ударил идола, и наполнилась им вся земля. Это предвозвещает о Христе, Которым наполнилась вся земля, ведь, действительно, верой Христовой наполнились все концы земли, как сказал Давид: Во всю землю вышло слово Благовестия Христова. И еще, посылая Своих апостолов, так говорил Он: Идите, научите все народы, и уверуют в Меня. И также пророк Захария пророчествовал о сем камне, который есть Христос, говоря: Видел я камень краеугольный (rishita) согласия и милости (rahme). Потому что от начала (rishita) у Отца Своего был. И потому что прийдя в мир, так сказал Он Своим ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите (terhmun) друг друга. И еще говорит: Друзьями Моими (rahmai) Я назвал вас. И блаженный апостол так сказал: Любит (rahem) нас Бог любовью Сына Своего. Истинно возлюбил нас (rahman) Христос и предал Себя за нас.
  8. [I/21] И он же [Захария] разъяснил, показав, о камне: Вот на этом камне я открываю семь глаз. И что же есть семь глаз, открытых на камне, если не Дух Божий, Который почивает на Христе семью деяниями, как сказал пророк Исайя: Почиет и пребудет на нем Дух Божий, премудрости, разума, совета, крепости, ведения и страха Господня. Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь глаз Господа, которые обозревают всю землю. Также о Христе было сказано и следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом всем народам, чтобы было Мое спасение до концов земли. И еще Давид сказал так: Слово Твое – свеча ногам моим и свет стезям моим. Слово же, изрекаемое Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца: В начале было Слово. И о свете там еще есть свидетельство: И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его. Что же есть [значит] свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжег свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т. е. не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришел, и Свои не приняли Его. [I/24] И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш. Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал еще Своим апостолам: Вы свет мира. И еще сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прославили Отца вашего Небесного. И еще показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите пока c вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма. И еще сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света. И еще сказал: Я есмь свет мира. И еще сказал: Никто, зажегши свечу, не ставит ее под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит ее на подсвечник, чтобы все видели свет свечи. А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твое – cвеча ногам моим и свет стезым моим. [I/25] И еще пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа. И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжет свечи и не метет пол и не ищет драхму, которую потеряла?
    И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израиля, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую. Ту, которая сохраняла их и гласила: Я есмь Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской. И когда они потеряли эту первую заповедь, то и девять, которые [следуют] за ней, не смогли сохранить, потому что на первой висят девять. Ибо невозможно, поклоняясь Ваалу, сохранить девять заповедей. И хотя они потеряли первую заповедь подобно той женщине, которая потеряла одну зузу из десяти, им возглашает пророк: Зажгите свечу и взыщите Господа. А также пророк Исайя сказал: Взыщите Господа. А когда найдете, то зовите Его. И когда Он приблизится, то пусть оставит грешник путь свой и человек беззаконный помышление своё. [I/28] И вот воссияла свеча, но они не ищут с ее помощью Господа Бога своего. И свет Его во тьме светит, и тьма не объяла Его. И на подсвечник поднялась свеча, но не увидели в доме ее света. И что же поистине есть то, что на подсвечник поднялась свеча, – если не восхождение Его на крест. И этим весь дом погрузился для них во тьму, так как во время Его распятия, свет потемнел из-за них. Он же воссиял дому народов. Потому что от часа шестого, когда распяли Его, и до часа девятого была тьма по всей земле Израильской. И зашло солнце в полдень, и потемнела вся земля в середине дня, как написано пророком Захарией: Будет в день тот, говорит Господь, посажу солнце в полдень, и помрачу землю в день светлый
  9. Сейчас я возвращаюсь к моему первому рассуждению о вере: на ней поднимаются все добрые дела строения. [I/29] А то, что я сказал о строении, не от себя я сказал, но блаженный апостол написал в Первом послании к Коринфянам: Я, как мудрый строитель, положил основание, и каждый строит на нем. Есть тот, кто строит из серебра, золота и драгоценного камня. А есть тот, кто строит из тростника, травы и соломы. Но в день последний будет испытано это строение в огне. И вот золото, серебро и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное, а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос, и именно Он сохранит его от огня.
    Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав в огонь, не сгорели – Анании, Азарии и Мисаила: не возобладал над ними огонь, так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора, и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь Божию, тотчас возобладал огонь. И он пожег их, и они сгорели жестоко84.
    [I/32] Ибо сгорели содомиты, подобно траве, тростнику и соломе.
    Еще сгорели Надав и Авиуд, которые преступили заповедь Божию.
    Еще сгорели двести пятьдесят мужей, принесшие благовония.
    Еще сгорели два начальника и сто, бывших с ними, за то, что приблизились к горе, на которой сидел Илия, поднявшийся на огненной колеснице на небо.
    И сгорели еще клеветники за то, что выкопали яму мужам праведным.
    Поэтому, возлюбленный, будут испытаны праведники в огне, подобно золоту, серебру и драгоценным камням, а беззаконники сгорят в огне, подобно траве, тростнику и соломе, потому что возобладает над ними огонь, как сказал пророк Исайя: В огне произведет суд Господь и испытает всех91. И еще сказал [Исайя]: Вы выйдите и увидите трупы тех людей, которые восставали на Меня, ибо не умрет червь их и огонь их не погаснет. И будут они ужасом для всех92. [I/33] И еще апостол разъяснил нам об этом строении и об этом основании, говоря так: Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Еще сказал апостол о вере, смешанной с надеждой и любовью, говоря: Эти три непреходящи: вера, надежда и любовь. И разъяснил о вере, которая прежде всего полагается на крепком основании.
  10. Ибо по вере Авеля было принято приношение его.
    И Енох, благодаря тому, что угодил в вере, был восхищен от смерти.
    И Ной, потому что веровал, был укрыт от потопа. И Авраам за веру свою был благословен и сопричтен с праведниками.
    И Исаак за то, что веровал, был возлюблен.
    И Иаков ради веры своей был сохранен.
    И Иосиф ради веры своей был искушаем в водах брани,
    но был избавлен от искушения.
    И положил на нем свидетельство его Господь, как сказал Давид: Свидетельство на Иосифе Он положил.
    И также Моисей верой сотворил многие дивные чудеса.
    Верой сокрушил Египет десятью карами.
    Верой также разделил море и перевел народ свой,
    и запечатал египтян в нем.
    Верой бросил дерево в воды соленые и стали сладки.
    Верой низвел манну и насытил народ свой.
    [I/36] Верой простер руки свои и победил Амалика,
    как написано: Были руки его простерты верой, пока не зашло солнце.
    Верой также взошел на гору Синай, постясь дважды по сорок дней.
    И еще верой победил Сигона и Ога, царей аморрейских.
  11. Удивительно это, возлюбленный, и чудо великое то, что сделал Моисей в море Чермном, когда разделились воды верой и, подобно горам высоким и утесам крутым, стали не двигаясь и стоя по повелению, собранные словно мелкие камни, были сдерживаемы равно как сверху, так и снизу.
    И текучесть их не перешла предела.
    И, пременив свою тварную природу, стали послушны бесчувственные творения.
    И готовы к воздаянию воздетые волны, после того как пройдет народ.
    И бури ужасные стоят на месте и ждут повеления к воздаянию.
    И обнажились предвечные основания.
    И влага, которая была от дней творения, высохла тотчас.
    И подняли врата главы свои и поднялись врата предвечные.
    И входит столп света и светит всему стану.
    И прошел народ верою.
    И был суд справедливый над фараоном и войском и колесницами его.
    [I/37] Также и Иисус Навин разделил Иордан своей верой, и прошли сыны израильские как во дни Моисея.
  12. Знай же, возлюбленный, что такой переход Иордана три раза был совершен. Прежде всего, Иисусом Навином, второй раз – Илией, и затем Елисеем. Слово Писания сообщает нам, что недалеко от [места] того перехода у Иерихона был вознесен Илия на небо. А когда вернулся Елисей от него и, разделив Иордан, перешел его, то вышли сыны пророческие из Иерихона на дорогу к Елисею и сказали: Почил дух Илии на Елисее. И о народе, который перешел [Иордан] во дни Иисуса Навина, так написано: Перешел народ напротив Иерихона. И также Иисус Навин верой ниспроверг стены Иерихона, и упали они без труда. И еще верой своей он погубил тридцать одного царя. И дал в наследие землю сынам израильским. И еще верой своей простер руки к небу и остановил солнце в Гавоне, а луну над долиной Аиалонской. И остановились они и встали на пути своем. Итак же все наши праведные отцы, во всем, что делали с верой, восторжествовали. Как и блаженный апостол свидетельствует о всех них: Верой преуспели.
    [I/40] Еще Соломон говорит: Многие мужи милостивыми нарекутся, мужа же верующего кто найдет? И наконец Иов говорит так: Моя непорочность не прейдет от меня, и в правде моей я буду крепок
  13. И еще Жизнодавец наш всякому, кто приближался к Нему, чтобы исцелиться, говорил так: Да будет тебе по вере твоей. И говорит Он приблизившемуся к Нему: Веруешь ли ты, что Я могу исцелить тебя? Говорит Ему тот слепой: Да, Господи, верую. И вера его открыла глаза его. И тому, чей сын был болен, говорит: Веруй, и будет жить сын твой. Говорит он Ему: Верую, Господи, помоги вере моей ничтожной. И по вере его исцелился сын его. И также по вере царского раба, приблизившегося к Нему, исцелился его отрок, когда он сказал Господу нашему: Скажи слово и исцелится отрок мой. И удивился Господь наш вере его, и по вере его было ему. И также начальнику синагоги, просившему у Него за дочь свою, так говорит Он: Только верой веруй и оживет дочь твоя. И уверовал он, и ожила дочь его и восстала. И когда умер Лазарь, говорит Господь наш Марфе: Если веруешь, то воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: Ей, Господи, верую. И Он воскресил его по прошествии четырех дней. [I/41] И также Симон, прозванный Кифа, из-за веры своей был назван камнем крепким. И когда дал Господь наш таинство крещения Своим апостолам, так сказал им: Тот, кто уверует и крестится, жив будет, а тот, кто не уверует – будет осужден. И еще говорит Своим апостолам: Если будете веровать и не усомнитесь, то не будет ничего, чего бы вы не смогли сделать. И действительно, когда ходил Господь наш по морским волнам, также и Симон по вере своей ходил с Ним. А когда усомнился он в вере, то начал тонуть. И назвал его Господь наш маловером. А когда просили апостолы Господа нашего, то ничего иного не просили у Него, говоря лишь: умножь нам веру. Он же говорит им: Если будет в вас вера, то даже гора передвинется перед вами. И говорит им, чтобы не усомнились и не потонули в мире, подобно Симону, который, усомнившись, начал тонуть в море. И еще так говорит: Это знамение будет тем, кто верует: языками новыми будут говорить и бесов будут изгонять, и руки свои возложат на больных и они исцелятся.
  14. Поэтому приблизимся, возлюбленный, к вере, могущество которой так велико.
    Ибо вера вознесла на небо.
    [I/44] И потоп победила и бесплодию дала рождение.
    И от пагубы избавила и изо рва извела.
    И бедных обогатила и связанных развязала.
    И преследуемых избавила и огонь низвела.
    И море разделила и кремень расколола.
    И водой жаждавших напоила, и голодных насытила.
    И мертвых оживила и из Шеола подняла.
    И волны остановила и больных исцелила.
    И сильных победила и стены сокрушила.
    И пасти львов заградила и пламя огня погасила.
    И гордых усмирила и смиренных к славе привела.
    Это чудеса, верой сотворенные.
  15. Ибо вера такова.
    Да уверует человек в Господа Бога всяческих,
    отворившего небо и землю и моря и все, что есть в них;
    Создавшего Адама по образу Своему;
    Давшего Тору Моисею;
    Ниспославшего от Духа Своего на пророков;
    И пославшего Христа Своего в мир,
    Чтобы уверовал каждый в воскресение мертвых.
    И да уверует также в таинство Крещения.
    Это есть вера Церкви Божией.
    И да будет каждый избавлен от того, чтобы соблюдать часы, субботы, месяцы и сроки. И от прорицаний и предсказаний, гаданий и ворожбы, блуда и разгула. И от учений пустых – орудий зла, и от лести слов сладких, от богохульства и от прелюбодеяния. [I/45] Чтобы никто не свидетельствовал свидетельством ложным, и никто не говорил двуязычно. Это дела веры, которая устанавливается на несокрушимом камне, а он есть не кто иной, как Христос, на Котором поднимается все строение.
  16. И много, возлюбленный, есть в Священном Писании дел веры, но лишь малое от великого я написал, напомнив любви твоей, чтобы ты узнал и возвестил, веровал и был верен. И когда ты прочитаешь и изучишь дела веры, то уподобишься земле возделанной, на которую упало зерно доброе и принесло плоды: одно в сто, другое в шестьдесят, иное в тридцать крат. И когда ты войдешь к Господу твоему, то назовет Он тебя рабом добрым, усердным и верным, который, умножив веру, вошел в царство Господина своего.
    Закончилась Тахвита о вере.

Примечание. Текст произведения,снабженный ссылками на места из Священного Писания и краткой библиографией. приведен на сайте azbyka. ru.

Иллюстрация к данной статье взята из книги Les Vies des Pères des déserts d’Orient : leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique , Paris, 1886 (1880s). Авторы: Authors: Marin, Michel-Ange, 1697-1767 , Veuillot, Eugène, 1818-1905.

Источник: Wikimedia

Читать о Персидском мудреце: Мар Афраат ܡܪܝ ܐܦܪܗܬ ܀