Моисеева С. А. Рецепция античной традиции consolatio в средневековой арабо-христианской литературе

Статья кандидата филологических наук С. А. Моисеевой (Меликян) «Рецепция античной традиции consolatio в средневековой арабо-христианской литературе» изначально была опубликована в Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 51. С. 66-79

С любезного разрешения редакции «Вестника» мы публикуем текст статьи в формате PDF.

В статье рассматриваются три произведения, написанные в жанре утешения, или consolatio, средневековыми арабо-христианскими писателями Илией аль-Джаухари, Севиром ибн аль-Мукаффой и Илией бар Шинаей. 

Двое из вышеуказанных авторов (Илия аль-Джаухари и Илия бар Шинайя)  принадлежали к верховной иерархии Церкви Востока. От Илии аль-Джаухари сохранились два труда на арабском языке. Произведения, написанные им на сирийском языке, неизвестны науке. Хотя он, безусловно, не мог не владеть литургическим языком своей Церкви. Что касается Илии бар Шинайи Нисибинского, то он писал как на классическом сирийском языке (ܠܫܢܐ ܣܘܪܝܝܐ), так и на арабском, вследствие чего его письменное наследие равным образом принадлежит к сирийской и арабской христианским литературам.

В свою очередь автор «Книги соборов» епископ Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) принадлежал к Коптской Ортодоксальной Церкви, которая и по сей день сохраняет свое зримое духовное и демографическое присутствие в Египте и странах коптской диаспоры.

©Роланд Биджамов

Послесловие

Вышеприведенная статья богато фундирована, о чем свидетельствует список источников, использованных автором для ее написания.

Список литературы

Бородай Т. Ю. Утешение философией // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 4. С. 151.
Звиревич В. Т. О содержании трактата Цицерона «Утешение» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2010. № 2(77). С. 155–162.
Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабоисламских философов средневековья. М., 1989.
Керасиди Н. Х. Жанр утешения в древнегреческой литературе // Проблемы исторической поэтики. 1990. Вып. 1. С. 128–136.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. Харьков; М., 2000. Кн. 1.
Моисеева С. А. Илия аль-Джаухари // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 301–302.
Нахов И. М. Трагический катарсис и жанр утешения // Вопросы классической филологии: [Cб. статей]. М., 1984. Вып. 8: Разыскания = Dzetemata / [А. А. Тахо-Годи, И. М. Нахов, ред.]. C. 74–88.
Adamson P. Arabic Ethics and the Limits of Philosophical Consolation // Greek and Roman Consolations: Eight Studies of a Tradition and its Afterlife / H. Baltussen, ed. Swansea, 2013. P. 177–196.
Badawi A. La transmission de la philosophie grécque au monde arabe. Paris, 1968. (Études de philosophie médievale; 56).
Badawi A. Traités philosophiques par al-Kindī, al-Fārābī, ibn Bajjah, ibn ʽAdyy. Beirut, 1983.
Cassarino M. Traduzioni e traduttori arabi dell’VIII all’XI secolo. Roma, 1998.
Druart T.-A. Al-Kindī’s Ethics // Review of Metaphysics. 1993. Vol. 47. P. 329–357.
Elia di Nisibi. Il libro per scacciare la preoccupazione (Kitāb daf‘ al-hamm) / P. La Spisa, D. Righi, introd.; S. Kh. Samir, ed.; A. Pagnini, trad. Torino, 2007. 2 t. (Patrimonio Culturale Arabo Cristiano; 9–10).
Favez C. La Consolation latine chrétienne. Paris, 1937.
Gentry F. G. Consolation Literature // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / F. G. Gentry, еd. Leiden; Boston, 2006. Vol. 1. P. 1011–1015.
Gregg R. Consolation Philosophy: Greek and Christian Paideia in Basil and the Two Gregories. Cambridge (MA), 1975. (Patristic Monograph Series; 3).
Griffith S. H. The Muslim Philosopher al-Kindi and his Christian Readers: Three Arab Christian Texts on «The Dissipation of Sorrows» // Bulletin of the John Rylands Library. 1996. Vol. 78(3). P. 111–127.
Gutas D. Greek Thought, Arabic Culture, the Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ‘Abbasid Society (2nd–4th / 8th–10th Centuries). London; New York, 1998.
Holloway P. A. Consolation in Philippians: Philosophical Sources and Rhetorical Strategy. Cambridge, 2004. (Society for New Testament Studies Monograph Series; 112).
Jayyusi-Lehn G. The Epistle of Ya‘qub ibn Ishaq al-Kindi on the Device for Dispelling Sorrows // British Journal of Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 29. P. 121–135.
Jean Chrysostome. Lettres à Olympias / A.-M. Malingrey, introd., trad. Paris, 1947. (Sources chrétiennes; 13).
Johann H.-T. Trauer und Trost: Eine quellen- und struckturanalytische Untersuchung der philosophischen Trostschriften über den Tod. München, 1968.
Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und römischen Konsolationsliteratur. München, 1958. (Zetemata; 18).
Kierdorf W. Laudatio Funebris: Interpretation und Untersuchungen zur Entwicklung der römischen Leichenrede. Meisenheim am Glan, 1980.
Landron B. Chrétiens et Musulmans en Irak: Attitudes Nestoriennes vis-à-vis de l’Islam. Paris, 1994.
Lattimore R. Themes in Greek and Latin Epitaphs. Urbana, 1942.
Levi Della Vida G. Il Conforto delle Tristezze de Elia al-Gawharī (Vat. ar. 1492) // Mélanges Eugène Tisserant. Vatican, 1964. Vol. 2. P. 345–397.
Mestiri S., Dye G. Al-Kindi: Le moyen de chasser les tristesses et autres textes éthiques. Paris, 2004.
Plutarch’s Moralia: In Fifteen Volumes. Cambridge; London, 1959. Vol. 7 / P. H. De Lacy, B. Einarson, transl.
Riet S., van. Joi et bonheur dans le traité d’al-Kindī sur l’art de combattre la tristesse // Revue Philosophique de Louvain. 1963. Vol. 61. N 69. P. 13–23.
Ritter H., Walzer R. Uno scritto morale inedito di al-Kindī (Temistio Peri alupias?) // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei: Memorie dell Classe di Scienze Morali, Storiche e Filologiche. Ser. 6. 1938. Vol. 16. P. 5–63.
Salama-Carr M. La traduction à l’époque abbaside: L’école de Hunayn ibn Ishāq et son importance pour la traduction. Paris, 1990.
Salazar C. F. Consolatio as Literary Genre // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / C. F. Salazar, еd. Leiden; Boston, 2003. Vol. 3. P. 704–706.
Samir Kh. S. Bibliographie du dialogue islamo-chrétien: Élie de Nisibe (Iliyyā al-Nāṣībī) (975–1046) // Islamochristiana. 1977. Vol. 3. P. 257–286.
Samir Kh. S. Ce que l’on sait de la «Medicina Moeroris et Curatio Doloris» de Sawīrus ibn al-Muqaff a (Xe siècle) // Le Muséon. 1976. Vol. 89. P. 339–352.
Samir Kh. S. Le «Daf‘ al-Hamm» d’Élie de Nisibe: Date et circonstances de sa rédaction // Orientalia Lovaniensa Periodica. 1987. Vol. 18. P. 99–119.
Samir Kh. S. The Role of Christians in the Abbasid Renaissance in Iraq and in Syria (750–1050) // Mélanges de l’Université Saint-Joseph. 2005. Vol. 58. P. 541–572.
Severus ibn al-Muqaff aʽ. Affl iction’s Physic and the Cure of Sorrow / R. Y. Ebied, M. J. L. Young, ed., transl. Louvain, 1978. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 396–397. Ser. Arab.; 34–35).