Первая Международная Молодежная Конференция Ассирийской Церкви Востока

В Ираке, по благословению Его Святейшества Католикоса-Патриарха Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока, в период с 5 по 12 августа проходила Первая международная молодежная конференция. Участниками этой конференции были девушки и юноши со всего мира: Америки, Австралии, Великобритании, стран Европы (Германия, Швеция, Дания), представители бывших советских республик – Армении, Грузии и наши с вами соотечественники из России.

Важно отметить, что участниками конференции были молодые люди, являющиеся активными членами молодежных организаций, которые осуществляют работу и служение на благо нашей Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока. В рамках конференции ассирийская молодежь посетила нашу историческую родину, совершила паломничество ко многим святым местам. Однако, думаю, стоит рассказать все по порядку…

В один из воскресных богослужебный дней, наш приходской священник-хорепископ Самано Одишо, сообщил нам, что на территории Ирака пройдет всемирная молодежная конференция. На данную конференцию приглашаются девушки и юноши, прихожане Церкви Востока. В течении одного месяца составлялся список желающих отправиться к истоку нашего с вами ассирийского мира. В конечном итоге была сформирована группа из 14 человек:

Шамаша (диакон) Тенгиз Ашкашидзе, шамаша Хошаба Ашкашидзе, шамаша Артур Авдышев, шамаша Давид Ионов, Владислав Авдышев, Георгий Бичваидзе, Игорь Бавидов, Михаил Саава, Луиза Хармисова, Анастасия Исмаилова, Тинатин Ашкашидзе, Симона Немод, Мария Ионова, Лали Ионова.

Помимо нас, со стороны России, на конференции по приглашению Его Святейшество Католикоса-Патриарха Мар Авы III Рувеля и по благословению Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве гостей присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев), сотрудник  Синодального отдела по делам молодежи диакон Евгений Есауленко и сотрудник Отдела внешних церковных связей, член Комиссии по диалогу между Ассирийской Церковью Востока и Русской Православной Церковью Сергей Геннадьевич Алферов.

Добиралась наша группа до Ирака двумя путями; первая группа на самолете, вторая же автотранспортом через Грузию и Турцию. Хочется отметить, что нами рекомендуется в случае будущих поездок использовать именно воздушный транспорт, так как он более быстр, комфортен и безопасен.

5 августа. День заезда

Мы прибыли изначально в город Дохук. Этот город является центром епархии, которую возглавляет епископ Мар Исхак Иосиф, ранее в течение многих лет служивший епископом в России и странах бывшего СССР. Встретил нас на месте наш священник раби каша Самано, который уже как неделю к тому моменту находился в Ираке. После небольшого отдыха, каша Самано повез нас в резиденцию к Мар Исхаку. Владыка встретил нас в приемном зале. Побеседовав, мы направились посмотреть церковь Мат Марьям, которая является частью резиденции.

Церковь представляет собой двухэтажную конструкцию с большим залом для прихожан, вмещающим до 5 тысяч человек. Она невероятно красива, яркие, сочные оттенки цветов и ассирийская вязь на стенах передают неповторимый восточный колорит. По окончании встречи, Мар Исхак подарил нам небольшие памятные подарки.

Церковь Март Марьям. Дохук.

Следующим местом нашего путешествия стал отель, в котором, по решению организаторов, мы должны были остановиться. Дорога от Дохука до Эрбиля заняла около 2 часов. По приезду, около ресепшена нас ожидали волонтеры данного мероприятия, которые выдали нам пакет участника конференции: футболку, кепку, блокнот и ручку – все атрибуты с символикой нашей конференции.

Делегация из России.

Вечером того же дня все участники конференции, а их было около 350 человек, направились на автобусах к месту торжественного открытия конференции. Им стал трапезный зал при церкви Мар Юханнан Маъмдана (Святого Иоанна Крестителя). На открытии прозвучало много вдохновляющих слов о единстве и сохранении ассирийской идентичности. Особо запомнились речи священников: раби каша Рамсина (Австралия), раби каша Аврахама (Иран) и хорепископа Гиваргиса (США).

6 августа. Освящение Патриаршего Собора Ассирийской Церкви Востока

Во второй день нашей паломнической поездки, в праздник Преображения Господня (по новому стилю), состоялось одно из самых важных событий в новейшей истории нашей Церкви, а именно освящение нового кафедрального собора имени святых апостолов Мар Томы (Фомы), Мар Аддая и Мар Мари. Чин освящения и первую Литургию совершил Его Святейшество Католикос-Патриарх Мар Ава III.

Вечером, по случаю освящения собора, состоялся праздничный банкет. На котором присутствовали Патриарх, епископы, священники, диаконы и множество приглашенных гостей, в том числе все участники конференции. Наша делегация подарила Его Святейшеству памятный подарок.

Патриарх, епископы и члены российской делегации.

7 августа. День ассирийского мученика. Симеле

Третий день конференции начался с поездки в Симеле. Вся наша многочисленная делегация прибыла в этот город, который является местом боли и скорби для многих ассирийцев, в частности тех, которые после геноцида 1915 года остались жить на территории Ирака.

Ранним утром Его Святейшество Мар Ава III провел Божественную Литургию в церкви Мучеников (Умра д саhдэ). После службы все мы направились к месту гибели 5 тысяч безвинно убиенных жертв трагедии августа 1933 года. Хочется отметить, что к большому нашему сожалению, на месте трагедии отсутствует хоть какой-нибудь мемориальный камень, увековечивающий память погибших. Местом гибели всех этих людей является холм, который как мы поняли позже, оказался одной большой братской могилой.

Место убиения мучеников Симеле.

После посещения Симеле мы на автобусах отправились в место под названием Хинис. Ребята были очень воодушевлены, так как это место является одним из археологических объектов Северного Ирака, где можно увидеть изваяния времен Ассирийской империи.

Однако мы и не могли подумать, что объекты нашего наследия находятся в столь плачевном состоянии. Для того чтобы хоть что-то понять и рассмотреть, необходимо сильно напрячь зрение. Среди памятников древности особое внимание обращает на себя Шеду (статуя крылатого быка), наполовину погрузившийся в построенный по периметру города акведук. Представители местного органа охраны культурного наследия заверили, что, благодаря возможностям современных технологий, вскоре ассирийская скульптура будет поднята из воды.

8 августа. Лекции

Четвертый день нашего пребывания на земле предков был посвящен образовательной части Конференции. Лекции состояли из 4 блоков, каждый из которых представлял собой проповедь одного из наших епископов.

1 блок. Мар Нарсай Беньямин, епископ Ирана, Армении и Грузии.

2 блок. Мар Абрис Юханнан, патриарший викарий, епископ Киркука и Дианы.

3 блок. Мар Беньямин Элия, епископ Новой Зеландии и штата Виктория (Австралия)

4 блок. Мар Аврахам Юханис, епископ Западной Европы.

Лекции открывались чтением отрывков из Священного Писания юношами и девушками по заранее заготовленному списку. Нам показалось это очень интересным – собрание молодежи для совместного чтения Священных текстов.

После лекций. Российская делегация с епископами.

В вечерние часы вся делегация отправилась на банкет, проходящий по случаю вручения памятных медалей каждому из участников конференции за вклад в служение родной Церкви.

Памятная фотография после вручения медали.

9 августа. Хавдиян, Диана и Алькош

Пятый день нашего путешествия включал посещение трех городков и церквей, располагающихся в них. Первым населённым пунктом на нашем пути оказался Хавдиян с его церковью Мар Аврахам.

Затем мы побывали в городе Диана. По словам местных жителей, в нем сейчас проживает около 800 ассирийцев. В Диане находится церковь Мар Гиваргис. Об этом храме хочется рассказать поподробней.

Изначально на этом месте стояла одноименная церковь, история которой прослеживается с 909 года от Р.Х. Этот древний храм периодически реконструировался и простоял до 1978 года, когда была разрушен в ходе боестолкновений иракской армии с курдами. Но уже в 1995-м году церковь была вновь построена на том же самом месте. Свой окончательный вид она приобрела в 2019 году во время патриаршества Мар Гиваргиса III (Слыва).

Храм Мар Гиваргис. Диана.

Окна храма Мар Гиваргис представляют собой витражи, каждый из которых не повторяет рисунок другого. На каждом из окон цитаты из Священного Писания, написанные так, чтобы их можно было прочесть, лишь войдя в храм. Главная дверь храма сделана из дерева, на ней вырезаны слова из Символа Веры (Мhаймнинан).

Конечным пунктом нашего назначения в тот день был город Алькош, а именно монастырь Раббан Хурмизд. Он расположен в скалистой местности и похож на крепость. Однако это лишь наружная часть монастыря, а все основные его помещения, напоминающие собой катакомбы, вырыты в глубине скалы.

Монастырь назван именем монаха Хурмизда, который основал эту обитель в 640 году от Р.Х. и стал его первым «раббаном» (настоятелем). На территории монастыря находятся девять захоронений патриархов Церкви Востока. С 1551 по 1804 год, монастырь  был одной из резиденций патриархов Церкви Востока. С 1808 года он перешел под управление униатской Халдейской Церкви. Монастырь сильно страдал в прежние времена от набегов курдских эмиров. В 1859 году халдейский патриарх Мар Иосиф VI Авдо основал в километре от монастыря «Раббан Хурмизд» новый монастырь, посвященный Владычице Марии хранительнице посевов («Март Марьям натранта д заръэ»). Вследствие чего большая часть братии монастыря «Раббан Хурмизд» покинула его, перейдя в новый монастырь.

Посетив «Раббан Хурмизд», мы спустились вниз, в вышеупомянутый монастырь «Март Марьям натранта д заръэ».

10 августа. Барвар и мост Даляль

Шестой день нашей конференции начался с посещения местности Барвар. В этот день мы посетили две церкви и один монастырь, а именно побывали в церквях Мар Гиваргис в селении Иет, Мар Сава в Айн-нунэ и в монастыре Мар Моше в Чалике. Как нам пояснили, Барвар славится своими яблоками, местные жители не могли отпустить нас, не дав попробоваь их прославленный фрукт.

Но особое впечатление на нас произвел монастырь Мар Моше. Это небольшая обитель находится на возвышенности, откуда открывается невероятно красивый вид на реку Хабур (левый приток Евфрата) и близлежащие территории. Очень много фотографий нашей делегацией были сделаны именно в этом месте.

Вид из монастыря Мар Моше на реку Хабур.

После посещения церквей мы поехали к другой известной достопримечательности города Захо – мост Даляль. Согласно одной из версий легенды, эмир Ботана приказал опытному строителю построить для него мост через реку Тигр. Как только мост был завершен, эмир отрубил руку мастера, в качестве «награды» за хорошую работу, чтобы он в будущем не смог построить более прекрасного моста. Когда строитель прибыл в Захо, правитель города попросил его построить мост, который соединит оба берега реки Хабур, в которую впадает одноимённая городу река Захо. Строитель хоть и будучи одноруким, все же согласился. Однако, когда строительство достигало середины моста, он рушился. Тогда одна из городских гадалок уведомила строителя, что он должен принести жертву, похоронив ее под мостом. В качестве жертвы должно быть принесено любое живое существо, которое первым вступит на мост.

Мост Даляль.

Днем позже невестка строителя по имени Даляль принесла ему еду. Она шла со своей собакой. Строитель обрадовался этому. Ведь собака всегда бежала впереди, и он подумал, что животное первым вступит на мост. Но как только они приблизились к мосту, собака вдруг замерла и принялась принюхиваться к чему то, а Даляль взошла на мост первой. От увиденного, ужаснувшись, строитель потерял сознание. Придя в себя, он рассказал обо всем Даляль, но та сообщила ему, что готова пожертвовать собой ради родного города. Таким образом, строитель похоронил свою невестку под построенным мостом. А когда муж Даляль вернулся в город и узнал о произошедшем, он взял кирку и стал копать под мостом в поисках ее тела.  Неожиданно из глубины моста послышался приглушенный голос похороненной жены. Она попросила прекратить попытки разъединить ее тело с мостом, ведь только так мост сможет стоять вечно.

11 августа.  Церковь Султан Махдухт и монастырь Мар Авдишо

В последний день мы побывали в двух очень интересных и запоминающихся местах: в церкви святой Султан Махдухт в селе Араден и в монастыре Мар Авдишо.

Вход в церковь святой Султан Махдухт.

Хочется отметить, что название селения Араден в переводе с ассирийского означает «земля Эдема», то есть место где находится Рай. Церковь святой Султан Махдухт была построена в 4 веке от Р.Х. Камни для строительства церкви были привезены с одной из гор хребта Гара, а скрепляющим материалом послужили молоко и известь, без добавления воды. Из названия можно понять, что церковь эта была построена в честь девушки, по имени Махдухт. Согласно истории, Махдухт была дочерью одного из приближенных персидского шаха Шапура II, который являлся страшным гонителем христиан на протяжении 40 лет. Вместе с двумя своими братьями Махдухт была крещена святым Мар Авдой, который обитал неподалеку от деревни Араден. Крестившись, все трое скрывались на протяжении 3-х лет, живя в пещере. Однако все же были найдены солдатами и казнены на том самом месте, где стоит церковь. Она является местом паломничества, которое посещают не только христиане, но и представители других религий.

Монастырь Мар Авдишо.

Вторым запоминающимся местом был монастырь Мар Авдишо. Он находится в горах, полностью изрытых пещерами, в которых по-видимому селились монахи.  Первоначальный монастырь был построен в 4 веке, однако постоянно разрушался. Современная обитель была построена в 1995 году. Интересно, что сама церковь на территории монастыря имеет два придела и два алтаря. Одна часть церкви освящена в честь Мар Авдишо, вторая в честь Мар Кардага, ассирийского принца, который крестился от Мар Авдишо и впоследствии был убит за нежелание отречься от Христа. На территории монастыря также есть пещера, которая, как предполагается, была личной кельей Мар Авдишо.   

Алтарь церкви Мар Авдишо.

12 августа. Отъезд.

Седьмой и последний день нашего паломнического путешествия на родную землю. День отъезда и подведения итогов. Безусловно поездка была очень интересной, насыщенной, но в одно и тоже время очень тяжелой, порой не хватало времени на полноценный сон.

Организаторы старались нам показать все и сразу. Некоторые ребята отмечали, что из-за перенасыщенности создается впечатление постоянного бега, от места к месту. Порой время, проведенное в пути, значительно превышало время, отведенное самих мест, куда мы прибывали. Конечно, нам, ассирийцам, из «холодной» России, тяжело давался местный климат. Воздух был настолько горячим, что даже в тени создавалось ощущение, что ты все еще на солнце.

Однако, несмотря на все эти небольшие трудности, мы остались безумно довольны нашей паломнической поездкой. Мы прикоснулись к родной земле, к родине предков, пропитанной тысячелетней историей. Историей не только нашего народа, но и всех народов планеты. Ведь именно Междуречье является колыбелью современной цивилизации. Это место свершения великих событий, которые приводили в движение целые народы. Это та земля, о которой так много написано в Священном Писании земля, по которой ходили и проповедовали апостолы.

В заключение, хочется сказать, что сила ассирийцев, как мы увидели, именно в их единстве, в любви к своему языку, к своей культуре, к своей Церкви Востока. Да, мы народ, у которого уже более 26 веков нет земли, но мы не должны забывать, что мы при этом не являемся сиротами, у нас есть Отец, это Господь Бог. И дом у нас тоже есть: даже находясь здесь, далеко от родной земли, живя в диаспорах, мы всегда находим его в нашей вере и в нашей церкви.

Слава Богу за все!

Диак. Артур Авдышев