Слава, величие и наследие Ассирийской Церкви Востока: международная конференция, посвящённая 1700-й годовщине первого Вселенского собора в Никее
С 27 по 29 сентября в Анкаве, пригороде Эрбиля, столицы Иракского Курдистана, состоялась научная конференция, чей размах и уровень организации поразили и именитых пожилых профессоров, посетивших десятки подобных мероприятий за свою славную карьеру, и высоких гостей в лице премьер-министра Иракского Курдистана Масрура Барзани, кардинала Луиса Сако, сотрудников правительства Курдистана по делам христиан и делегации Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Антонием.
Площадкой был выбран Католический университет Эрбиля, чья инфраструктура полностью удовлетворила требованиям мероприятия такого уровня.
С программой конференции, видеозаписями торжественного открытия и всех докладов можно ознакомиться на официальном сайте https://acoeconf.com, поэтому в нашей заметке мы сосредоточимся на оставшихся за кадром видеохроники аспектах, которые мы имели возможность непосредственно наблюдать благодаря щедрости и гостеприимству Его Святейшества Мар Авы III — Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока.

Прежде всего выскажемся об атмосфере мероприятия: иерархи Ассирийской Церкви Востока как организаторы добились уникального сочетания духовности, возвышенности, благородства, дружелюбия и христианской любви; у докладчиков и гостей сложилось устойчивое — и, как мы смеем полагать, истинное — впечатление, что именно такая атмосфера царит в нашей древней Церкви: несмотря на века гонений, насилия, жизни во враждебном окружении в меньшинстве, ассирийцы в 2025 г. достойно приняли высоких гостей из 15 стран всех континентов — на своей земле, как щедрые, радушные и полноправные хозяева.

Отдельно остановимся на собственно богословской составляющей конференции. В большинстве своём доклады, прочитанные с главной трибуны за первые два дня, нельзя назвать узкоспециальными: историография, источники, церковная политика, роль никейского богословия в развитии традиционных христианских конфессий и прежде всего Церкви Востока — таковы главные темы первых шести сессий. Лишь в последний день докладчики более детально коснулись догматики, литургики и богословской терминологии.
В этой связи обратил на себя внимание тот факт, что, несмотря на утверждение с главной трибуны конференции богословских формул Церкви Востока (см., напр., доклад Далии Хай Азиз), которые всеми прочими конфессиями традиционно считаются неприемлемыми, ни у кого из присутствующих не возникло возражений ни в основное время, отведённое для обсуждения, ни в кулуарных беседах. Более того, профессор Герман Тойле во время обсуждения в конце начальной сессии третьего дня прямо заявил о превосходстве богословия Церкви Востока в некоторых аспектах того, как наша конфессия восприняла Никейскую догматику.

Отдельно хочется остановиться на докладе доктора Винцента ван Воссела, прочитанном in absentia аббатом Самиром Савришо, главой Халдейского Антонианского ордена Святого Хормизда: в докладе — из уст католиков — прозвучала, с одной стороны, взвешенная и тактичная, но всё же критика по поводу вторжения в традиционную литургию Церкви Востока с целью адаптировать её к латинской мессе, а с другой — чаяние халдеев вернуться в литургической жизни к основам Церкви Востока, заложенным до раскола 1558 г.
Автор этой заметки — здесь прошу иметь в виду мою ангажированность — считает необходимым подчеркнуть, что все эти комплиментарные для Церкви Востока утверждения, отсутствие даже намёка на какую бы то ни было критику в адрес её богословия — отнюдь не результат соблюдения приличий и такта в адрес Ассирийской Церкви Востока как хозяйки мероприятия: наша Церковь смогла создать такую атмосферу на конференции, так естественно и благородно заявить о своём величии и чистой христианской любви, что иного ключа богословской риторики просто невозможно было представить — это очень важный шаг к разрушению пугающей мифологии о Мар Феодоре, Мар Нестории и христологии двух ипостасей.

Как бы ни сияла Анкава в конце сентября блеском, роскошью, гостеприимством и любовью нашей Церкви, всё же закончилось торжество на несколько тревожной ноте. Да, голос ассирийцев на родной земле после такой масштабной конференции зазвучал немного громче; да, нас стали уважать немного больше; да, христиане Ближнего Востока стали чуточку ближе друг к другу — благодаря дипломатическим усилиям Мар Авы III.
Но в последний день, 30 сентября, во время поездки участников конференции в монастырь Раббана Хормизда, его настоятель авва Иоанн Николас Маркос вместо лекции об истории этого святого места или о знаменитых подвижниках обратил к делегатам проникнутое горечью воззвание: ассирийцам трудно удержаться на родной земле; видимостью дружелюбного сосуществования всё ещё прикрыты условия, в которых ассирийцы Алькоша и близлежащих деревень предпочитают покинуть свою землю…

Остаётся надеяться, что христианская дипломатия на Ближнем Востоке, в авангарде которой стоит Ассирийская Церковь Востока, стяжает победу — не оружием, но любовью и знанием, что, как показала прошедшая конференция, — вполне реальная цель.
Автор заметки выражает глубочайшую благодарность Его Святейшеству Мар Аве III за приглашение на конференцию и возможность стать частью этого поистине исторического для ассирийцев события.
А. В. Тамразов