Церковь Востока в Вопросах и Ответах
Церкви Востока
в вопросах и ответах
1. Как появилась Церковь Востока?
Апостол Петр свое первое послание завершает приветствием от «Церкви Вавилона» (1 Пет 5:13), что позволяет думать, что уже в его время в «Вавилоне» (так в среде иудеев было принято тогда называть Месопотамию) сложилась христианская община. Общины Церкви Востока возникли в Месопотамии также в результате проповеди апостола Фомы, который проповедовал по пути в Индию. Затем здесь проповедовали Аддай и Марий, почитаемые как апостолы Востока. Мар Марий прибыл в парфянскую столицу Селевкию-Ктесифон ок. 80 г. I века. Селевкия-Ктесифон стала традиционным центром Церкви Востока. После воцарения со второй четверти III века зороастрийской династии сасанидов Церковь Востока жестоко страдала от гонений. Персидские мученики Церкви Востока и ее ранние учители, Афраат и Ефрем Сирин, известны всему христианству.
2. Правда ли, что Церковь Востока приняла «несторианство» на своем соборе в 486 году?
Ни Несторий, ни Эфесский собор 431 года в деяниях собора 486 года не упоминаются. Созван он был в ответ на издание в 482 году византийским императором Зеноном эдикта «Энотикон», косвенно осуждавшего исповедание двух природ Христа. Церковь Востока же не пожелала в угоду «Энотикону» замалчивать традиционное исповедание двух природ, поэтому на своем соборе 486 подчеркнуто провозгласила исповедание двух природ Христа.
3. Почитает ли Церковь Востока Деву Марию?
Многие храмы Церкви Востока освящены в честь Девы Марии, почтительно величаемой Мат Марьям (т.е. Владычица Мария). Над алтарной аркой во многих храмах можно увидеть надпись: «На сем святом алтаре возносим славу Деве Марии, Матери Христа». Существует особая служба в честь Девы Марии, которая совершается трижды в год. Вот тексты, взятые в качестве примеров из чинопоследования этой службы:
«Мария, Дева Святая, Матерь Иисуса Спасителя нашего, моли и проси милостей у Младенца, восшедшего от чрева твоего, да отнимет от нас по благости Своей время трудностей исполненное и да насадит мир и благополучие» (Худра, т. I, C. 585).
«Все роды ублажают, народ и народы вместе, Деву, Дщерь Авраамову, Марию, Матерь благословенную, ибо исполнились обетования и родила она Сына Божия» (Худра, т. I, C. 590)
4. Как Церковь Востока именует Деву Марию? Называет ли она ее Богородицей?
Церковь Востока считает принципиально важным, что Иисус Христос — не лишь Бог и не лишь человек, но Богочеловек. Ведь соединение в лице Христа божества и человечества — основание таинства нашего спасения! Поэтому Церковь Востока утверждает, что Дева Мария родила Богочеловека, и называет ее Матерью Христа Господа и Спасителя нашего.
Имя «Богородица» или «Родившая Бога» считал приемлемым и Несторий (см. Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 345, 7-8), и автор основополагающего трактата о Христе Мар Баввай Рабба (Великий) (ум. 628) (см. Liber de unione, ed. A.Vaschalde, p. 100, 4-5), но с непременным уточнением: «по человечеству» или «в силу единства». Без такого уточнения имя «Богородица» акцентирует только одну сторону таинства спасения, и потому считается богословски некорректным.
5. Каково отношение ЦВ к антиохийской традиции и, в частности, к Несторию?
К антиохийской традиции богословия Церковь Востока всегда относилась почтительно, что выражается, в частности, в том, что в Церкви Востока совершается память трёх «греческих учителей» (малпанэ йавнайе): Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория Константинопольского. Примечательно, что первым среди них назван Диодор Тарсский (ум. ок. 392): ведь он был видным участником II Вселенского (I Константинопольского) Собора (381), который определил критерием православности пребывание в церковном общении с Диодором (это постановление нашло своё отражение в эдикте императора Феодосия I от 30 июля 381 г., изданном по призыву собора; см.: Л’Юилье, Правила. М. 2005, 180). Кандидатура сенатора Нектария, избранного архиепископом Константинополя и сменившего на этом посту Григория Богослова, была предложена Диодором. Ученик Диодора, Иоанн Златоуст, свидетельствовал, что тот «проводил жизнь апостольскую, в нестяжании, в молитве и в служении слова… это [был] язык, текущий медом и м
леком». II Вселенский собор, на котором Диодор сыграл заметную роль, известен в Предании Церкви как утвердивший Никео-Константинопольский Символ веры, поэтому фигура Диодора так важна.
Полемика, начатая Кириллом Александрийским против Нестория, была воспринята Церковью Востока как атака на всю антиохийскую традицию, что вскоре и подтвердилось, так как Кирилл объявил еретиком не только Нестория, но также Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсского. Поскольку сам Кирилл пропагандировал христологическую формулу Аполлинария «единая природа Бога Слова воплощенная», а Аполлинарий был осужден II Вселенским собором, Церковь Востока заявила в ответ о своей верности Никео-Константинопольскому Символу веры, Диодору Тарсскому и той традиции, которая была им заложена. Критика Нестория в этой связи была признана безосновательной, и к нему сформировалось отношение как к подвергшемуся неправедным преследованиям исповеднику традиционного вероучения, и впоследствии он и его предшественники по антиохийской традиции были прославлены Церковью Востока как святые учители. Главное сочинение Нестория, написанное им в ссылке, — «Книга Гераклида» — в Церкви Востока известно с первой
половины VI века, когда ее привез в Персию Мар Авва I.
6. Учил ли Несторий о двух сынах во Христе, и что об этом говорит Церковь Востока?
Вот соответствующие цитаты из сочинения Нестория:
«Тот, кто говорит, что в единстве — один Сын, один Христос, один Господь, как может он разделять и говорить, что отдельно есть Сын Божий и некий другой, и так — два сына? Это не было бы единством, но каждая природа оставалась бы в своем [собственном] существе» (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 140)
«Прочти, о человек, тех, кто среди свидетелей твоих [т.е. апостолов и отцов Церкви] и не сражайся с тенью. Есть две природы: Бог и человек, но нет двух сынов, ибо иная и иная суть составляющие, образующие Господа нашего, и не иной [некто] и иной [другой], упаси Бог!» (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 231)
А также фрагмент из деяний собора Церкви Востока (собор Мар Йосепа, 554 г.):
«Исповедуем единого Сына истинного Единого Бога, Отца Истины. Всякого же, кто думает или говорит о двух христах или двух сынах или кто, по той или иной причине, по тому или иному умыслу, поднимает вопрос о четверице [вместо Троицы], такового мы анафематствовали и анафематствуем» (Synodicon orientale, ed. J.B.Chabot, pp. 98, 355).
7. Что имеет в виду Церковь Востока, говоря о двух кномах (ипостасях) Христа?
Ипостась или кнома в Церкви Востока понимается так, как понимали ранние отцы Церкви, то есть как конкретное осуществление, реализация природы. «Человечество» — это общее, «человек» — конкретное; «Бог» — общее, «Бог Слово» — конкретное. Когда говорится, что Бог Слово воплотился и стал человеком, невозможно не подразумевать две кномы, так же, как при этом неизбежно подразумеваются две природы.
Основной оппонент Нестория, Кирилл Александрийский, признавал это и тоже говорил о двух ипостасях во Христе (см. Ad Acacium Melitinae, Patrologia Graeca, ed. J.P.Migne, 77, 193b), но, поскольку он пропагандировал формулу Аполлинария — «единая природа Бога Слова воплощенная», — он делал вывод, что две ипостаси стали одной (см. 3-й анафематизм Кирилла).
Церковь Востока, как и Несторий, всегда отвергала учение Аполлинария, осужденного II Вселенским собором в 381 г., и исповедовала две природы, пребывающие в единстве, но не становящиеся одной, и поэтому утверждает, что конкретные данные природ — ипостаси (или кномы) — пребывая в единстве, не стали одной.
8. Какие есть особенности в учении Церкви Востока о лице Христа?
Лицо — это то, что объединяет конкретно данные природы Христа — Его божество и Его человечество. Лицо Христа — это центр совершенного Богочеловеческого единства. В лице Христа-Богочеловека составляют совершенное единство естественные «облики» божества и человечества, как и апостол Павел говорил, что Христос, будучи образом Божиим, принял образ раба (Фил 2:6-7). Лицо Христа в традиции антиохийцев и Церкви Востока связано с понятием Сына, что указывает на внутреннее содержание, личностную целостность. Благодаря богочеловеческому характеру лица Христа о Нем можно говорить как о совершенном Боге-Слове и как о совершенном человеке. И как Бог, и как человек Христос совершенен на всех уровнях бытия, включая личный.
В традиции Церкви Востока возможно относить всё, что касается божества Христа и всё, что касается Его человечества к Его лицу, т.к. Его лицо объединяет то и другое. Прямое же отнесение к лицу Бога-Слова того, что характерно лишь для человечества, например, крестных страданий и смерти, воспринимается как разделение, ибо, говоря о Христе, невозможно говорить о лице Слова как о таковом, игнорируя Его вочеловечение. Прямое отнесение к лицу Слова того, что не присуще божеству, считается неприемлемым.
В традиции Церкви Востока считается, что воля относится к лицу, а не к природе. Воля понимается как проявление личности. Поэтому Церковь Востока исповедует единую богочеловеческую волю Христа Господа.
9. Какие особенности библейского текста, принятого в традиции Церкви Востока?
В Церкви Востока принят сирийский перевод Библии, известный как Пешитта. Новый Завет в принятой в Церкви Востока версии состоит из 22-х книг: 4-х Евангелий (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяний апостолов, 14 Посланий Павла, Послания Иакова, 1-е послания Петра и 1-е послания Иоанна (Список Мар Авдишо Бар Бриха). Только из этих книг совершаются чтения за богослужением. Западные издание Нового Завета, в том числе и восточно-сирийским шрифтом, включают в себя также 2 послание Петра, Послание Иуды, 2-е и 3-е послания Иоанна и Апокалипсис, но нужно иметь в виду, что эти книги в традиции Церкви Востока не считаются каноническими.
В древности в Церкви Востока читался Диатессарон — согласованное евангельское повествование, составленное Татианом Ассирийцем ок 170 г. Татиан объединил 4 Евангелия в единый текст. Диатессарон цитировали и комментировали, в частности, Афраат и Ефрем Сирин, но с V века он вышел из употребления, будучи замененным 4-мя отдельными Евангелиями.
10. Была ли Церковь Востока в подчинении у Антиохии? Рукополагали ли в Антиохии ее предстоятеля?
Миф о том, что Церковь Востока самочинно отделилась от Антиохии, у которой, будто бы, находилась в подчинении, возник в среде идейных противников Церкви Востока, заинтересованных в дискредитации ее традиции. В частности, он излагается в письме, приписываемом Филоксену Маббугскому ((Ps.-) Philoxenos of Mabbug, Letter concerning Nestorius and the Christians of Central Asia // A.Mingana, The Early Spread of Christianity in Asia and the Far East. BJRL).
В действительности, епископ Палут, рукоположенный ок.200 г. в Антиохии, был поставлен в Эдессу, а апостольская кафедра Церкви Востока — Селевкия-Ктесифон — всегда была независимой. В 410 году по инициативе представителя Византии, епископа Мейпаркатского Маруты, был созван собор Церкви Востока, на котором глава Церкви Востока Мар Исхак был назван «католикосом и главой епископов всего Востока» (Synodicon orientale, ed. J.B.Chabot, pp. 18, 256). Вторая подпись под актами этого собора — епископа Маруты, первая — Мар Исхака. Таким образом представитель Церкви Византии подтвердил независимость (автокефалию) Церкви Востока. В 424 году на соборе Церкви Востока (при католикосе Мар Дадишо) было постановлено, что возбраняются апелляции тех, кто принадлежит юрисдикции католикоса Востока, к «западным» епископам. Отделение кафедры Селевкии-Ктесифона при этом не провозглашалось, т.к. она и так не была в подчинении. Тот факт, что апостольская кафедра Церкви Востока была изначально независимо
й, продемонстрировал еще проф. В.В.Болотов (см. Из истории Церкви Сиро-Персидской, С. 430/102).
11. Есть ли в Церкви Востока иконопочитание?
В Церкви Востока нет иконопочитания, почитается только изображение
Креста. Но то, что в Церкви Востока нет и иконоборчества (то есть, что она не выступает за уничтожение икон) видно из того, что в приграничных с Римской империей областях (Эдесса и прилегающие районы) засвидетельствовано почитание копий Нерукотворного образа. Его упоминания содержатся в чинопоследованиях принятых в Эдессе богослужений, которые стали совершаться в Церкви Востока по решению собора 410 года (Худра, т. III, С. 579). Кроме того, Церковь Востока находит возможным совершать свои богослужения в храмах тех Церквей, где принято иконопочитание. Но в собственной традиции Церкви Востока иконопочитания не было. Известно, что одной из характерных черт арамейской культуры является предпочтение, отдаваемое слову перед изображением, скорее слышанию, нежели видению. Здесь всегда подчеркивалась тайна Духа, Его сокровенность и неизобразимость. Влияние эллинистической культуры, в которой в конце концов утвердилось иконопочитание, существовало, но оно не стало решающим для практики
Церкви Востока. В Азии, в частности, в Кочо, археологами были найдены изображения, явно созданные христианами Церкви Востока из тюрко-согдийских народов. Но оснований предполагать, что к этим изображениям относились как к иконам нет. Анализ азиатских изображений в целом требует осторожности, чтобы не отнести к традиции Церкви Востока изображения, созданные, к примеру, манихеями.
12. Каково учение Церкви Востока о таинствах?
В Церкви Востока таинствами признаются следующие: прежде всего, таинство Крещения и таинство Евхаристии. По свидетельству Йоханны Бар Зоби (кон. XII-перв. пол. XIII в.), они являются самыми главными. Затем, таинство миропомазания, таинство священства и таинство покаяния. Нужно отметить, что таинство покаяния совершается в Церкви Востока без исповеди, то есть молитвенное предстательство священника во время таинства покаяния не предполагает предварительного перечисления грехов вслух; покаяние выражается в личном раскаянии перед Богом, а внешне — в коленопреклоненном стоянии во время молитвы священника. Устное общение со священником, помогающее решить духовные проблемы, проходит вне связи с таинством покаяния. Священник же, молитвенно обращающийся к Богу о милости к кающимся верующим, не совершает никаких действий, которые могли бы восприниматься как отпущение им грехов. Следующие два таинства являются особенностями традиции Церкви Востока. Это таинство закваски и таинство знамения креста. Сначала, о таинстве закваски. Каждый священник при рукоположении получает от епископа частицу, состояющую из муки, очень малого количества воды, соли и елея, которая называется малька (сир.: «царь»). От этой частицы малая часть вкладывается в тесто, приготовляемое для литургии, а раз в год, в Великий Четверг, совершается чинопоследование возобновления «малька». Кроме того, при приготовлении теста для литургического хлеба в него вкладывается частица теста (хмира каддиша), специально оставленная от теста предыдущей литургии, и такая цепочка связей уходит вглубь веков. По преданию, это преемство восходит к апостолу Иоанну, у которого осталась частица от Тайной Вечери, и на Восток последовательная передача частиц пришла благодаря апостолам Фоме, Аддаю и Марию. Таинство Креста состоит в том, что всякому изображению креста (жестом или из материала) присуща спасительная сила, сообщаемая свыше. Божественному присутствию при знамении креста посвятил отдельное слово Исаак
Сирин (Том 2, Беседа 11). Крест в Церкви Востока почитается как символ Воскресения и Прославления Христа, поэтому на нем никогда не изображается распятие. Браковенчание считается великим священнодействием вплотную примыкающим к таинствам, но не входит в перечень таинств.
13. Есть ли в Церкви Востока монашество?
Мужское монашество исчезло в Церкви Востока в XIX веке. Тех, кто чувствует призвание полностью посвятить себя Церкви, церковное руководство сейчас побуждает принять на себя священническое служение. Малая женская монашеская община до недавнего времени была на попечении митрополита Церкви Востока в Багдаде, но о ее состоянии сейчас, в связи с военным положением в Ираке, вряд ли можно сказать что-то определенное.
14. Какие правила в отношении брака действуют в Церкви Востока для духовенства?
Диаконы и священники могут жениться как до, так и после рукоположения. Епископов выбирают из неженатых священников. Епископы, митрополиты, и Католикос-Патриарх остаются неженатыми после епископского поставления.
15. Какие особенности календаря, используемого в Церкви Востока?
Календарь Церкви Востока соединяет в себе три цикла: (1) Древний «седьминный» цикл. Год разбивается на девять «седьмин» (сир.: мн.ч. «шавоэ», ед.ч. «шавоа»), то есть 9 периодов по семь недель. Но поскольку в году не 441 день (9x7x7), а меньше, некоторые «шавоэ» ужимаются. Эти периоды следующие: Субара — Благовестие; Яльда — Рождество (дополнительный шавоа); Дынха — Богоявление; Савма — Пост; Кьямта — Воскресение; Шлихе — Апостолы; Кайта — Лето; Элия — пророк Илия; Муше — пророк Моисей; Кудаш Эта — Освящение Церкви. (2) Цикл переходящих праздников, связанных с Праздником Воскресения Христова. Нужно отметить, что Праздник Воскресения Господня («Кйамта д-Маран»), который в России принято называть Пасхой, следует отличать от Великого Четверга, который называется «Пэсхэh д-Маран» — букв.: «Пасха Господня». Вместе с праздниками в этом цикле сдвигаются и посты. (3) Цикл непереходящих праздников и дней памяти, ежегодно совершающихся в одни и те же дни.
Ассирийская Церковь Востока придерживается нового стиля, но в России следует старому.