Студенты МДА побывали в гостях у АЦВ в Иране
Студенты Московской Духовной Академии побывали этим летом в гостях у Ассирийской Церкви Востока в Иране. Об этом мы читаем в материале, опубликованном на сайте Академии.
Студенты МДА совершили паломническую поездку в Иран
С 25 июля по 10 августа студенты Московской духовной академии священник Аддай (Фаддей) Даниел Назло (Ассирийская Церковь Востока) и Николай Ежихин совершили паломническую поездку в Иран. О своих впечатлениях о поездке рассказал один из ее участников.
Город Урмия в Иране — родина отца Аддая, поэтому ему было особенно важно показать, что христиане могут жить и служить Богу в мусульманской стране. Среди христиан в Иране больше всего ассирийцев, тех, кто не разъехались, остатки великой империи. Они бережно хранят свою историю, традиции и язык.
Первые дни прошли в Тегеране, столице Ирана. В самом Тегеране живет только 1,5 тыс. ассирийцев, и лишь половина из них принадлежит Ассирийской Церкви Востока (АЦВ), остальные — католики и протестанты. В Тегеране один храм и один священник АЦВ. Православных в городе нет вообще, хотя есть очень большой храмовый комплекс святителя Николая. Людей нет — и священника нет.
Воскресенье в Иране — рабочий день, поэтому мало у кого есть возможность быть на Литургии, но обычно все, кто приходят на службу, причащаются. 28 июля служили Литургию свв. Аддая и Мари, она очень похожа на православную Литургию святителя Иоанна Златоуста. После службы паломникам удалось немного поговорить с местным священником и частью прихожан. Очень неожиданно было услышать русскую речь — там была одна бабушка, которая родилась и выросла в Сибири, а 50 лет назад переехала в Иран.
Также в первую неделю паломники посетили музей, Мраморный дворец, бывший раньше шахской резиденцией (в 1979 г. исламская революция свергла шаха). С одной стороны, это настоящая резиденция монарха и его семьи, в которой собраны лучшие элементы интерьера. С другой стороны, известно, что последний шах спал на полу. И это делает образ шаха не таким недосягаемым.
Несмотря на то, что страна мусульманская, в продаже большое количество различных изделий с тематикой Тайной Вечери, разных крестов и крестиков. В некоторых антикварных магазинах иногда встречаются, например, православные крестики, большинство из которых попали в Иран вместе с миссией Русской Церкви XIX — начала XX вв.
Уже в Урмии прошла встреча с родственниками отца Аддая, собралось неожиданно много людей. Все как-то связаны с Россией через своих родителей, бабушек и дедушек: кто-то родился в России, кто-то воинскую службу проходил, кто-то медсестрой был. Много разных историй.
В Урмии паломники жили в доме епископа, расположенном по соседству с церковью св. Марии. Церковь по преданию построил один из волхвов, принесших дары младенцу Христу. Можно было бы счесть это красивой легендой, но прямо под камнями, составляющими пол этой церкви, нашли древесный материал и отправили на экспертизу итальянским специалистам. Результат показал, что эта древесина датируется I веком после Р.Х. Конечно, церковь перестраивалась, самая древняя часть — цокольный этаж. Когда сюда прибыла русская миссия в XIX веке, они надстроили сверху традиционную русскую церковь, которая, к сожалению, была впоследствии разрушена мусульманами. Для укрепления конструкции древний цоколь был дополнен опорами. То, что видно сейчас на месте русской надстройки — надстройка ассирийская, выполненная сразу после Второй мировой войны. В цоколе сохранились захоронения, в том числе там покоится один ассирийский епископ, который принял Православие, а также протоиерей, приехавший с миссией в Урмию из Еревана и убитый здесь одним курдом. Считается, что церковь благословил апостол Фома, но сами ассирийцы к этому утверждению относятся со скепсисом.
Большое количество церквей в пригороде Урмии были построены русскими — видно по характерной алтарной части, а также престол там находился в центре, а не прямо у восточной стены алтаря, как это принято в ассирийской церкви. Остались в алтарях и небольшие витражи, созданные русскими.
Один из дней был посвящён поездке в крупный иранский город Тебриз. Там Николай и отец Аддай посетили центральную библиотеку и познакомились с изданием перевода Библии на арамейский язык (Пешитта), которому примерно 1200 лет. Потом поехали в местный краеведческий музей. В нашем понимании это часто что-то скучное. А теперь представьте, что современный Иран — это и Шумер, и Аккад, и империя Александра Македонского, и Персия. В общем, в этом музее экспонаты времен до Р.Х. было найти проще, чем более новые.
7 августа отпраздновали с ассирийцами и почти всеми другими христианами, в том числе православными, праздник Преображения Господня.
Николай:
Праздничные дни всегда усеченные какие-то, особенно когда богослужение начинается поздно. А здесь оно рано не начинается. Потом трапеза, еще с кем-нибудь поговорить. Вот уже полдня и нет. Где тут взять “весь день поучатися правде Твоей”? Мне кажется, что у нас с отцом Аддаем это как-то получилось. Не в хронологическом смысле, но в плане наполнения. Для этого не понадобилось много времени.
Мы поехали в храм мучеников Сергия и Вакха. Древний храм VI века, расположен высоко на горе над городом Урмия. Самого по себе этого уже достаточно для того, чтобы остановиться и подумать. Сесть в храме на скамеечку и просто открыться. Но потом отец Аддай рассказал историю, что не так давно там обнаружили частички мощей святых, в честь которых этот храм назван. Деревянный тайник был замурован в стене, в нем — коробочка, в коробочке — мощи, аккуратно завернутые в ткань, на которой было написано, кому эти останки принадлежат. Вроде бы просто косточки, но когда тебе эти мощи дают в руки, и ты думаешь об этих мучениках, о том, как эти кости ломали после того, как узнали, что они христиане. Невольно задумываешься о необходимости собственного преображения.
8 августа Ассирийская Церковь Востока вспоминала своих мучеников. Сначала казалось, что речь идет о стародавних временах, когда были еще мученики Сергий и Вакх, или даже о временах апостола Фомы. Потом стало понятно, что речь идет о событиях, которые были чуть более ста лет назад, впоследствии это назвали геноцидом. Весь день отец Аддай и Николай ездили по разным церквям, чтобы не потерять настрой. Вообще в Урмии и пригороде около 80 церквей, несколько сот прихожан, один епископ и один священник. Каких-то сто с небольшим лет назад здесь в деревне было два епископа, а теперь на всю область — один.
Отдельно нужно рассказать о двух церквях. Одна — очень древняя. Она построена на месте, где решил отдохнуть апостол Фома, который крестил людей в соленых водах Урмийского озера. Кроме того, что эта церковь древняя, она интересна своим названием. Обычно храмы называют в честь святых или праздников, а эта названа просто: церковь, где можно отдохнуть (как-то грубо звучит на русском языке, если переводить дословно). Сейчас название, к сожалению, не соответствует действительности, некому банально следить за этим местом.
Вторая церковь была построена русскими в конце XIX века. На куполе колокольни уже около 50 лет живут аисты. А по соседству расположены еще два храма: армянский и католический.
Последний день в Иране запомнился встречей с епископом, главой всей Ассирийской Церкви Востока в Иране, и встречей с молодежью. В итоге весь день обсуждали наши церкви, страны, рассказали и о себе самих.
За время, проведенное в Иране, было много удивительных встреч. Напоследок хочется рассказать об одной из них. Однажды Николая и отца Аддая на ужин пригласил самый обычный ассирийский фермер Артур. Его мама родилась в 1926 году в Москве. Он, как и все ассирийцы, очень любит Россию, поэтому почти весь вечер они проговорили о ней. И познакомились с замечательной библиотекой Артура, где на полках соседствуют Новый Завет начала XIX века и учебники русского языка. Их хозяин все мечтает выучить язык его героев — спасителей ассирийского народа, но пока что знает только слова, которые вошли в ассирийский лексикон: товарищ, самовар, кровать, спичка, семечки, мёд, юбка.
Примечание редакции ACOE.RU. Священник Аддай Назлу из иранской епархии Ассирийской Церкви Востока проходит сейчас обучение в Московской Духовной Академии в рамках договоренностей, достигнутых в ходе заседаний Комиссии по диалогу между РПЦ и АЦВ.