Николай Селезнев о «собеседованиях» Илии Нисивинского и Абу-л-Касима ал-Магриби

В июне 2018 года ведущий научный сотрудник Института классического Востока и Античности (ИКВИА) ВШЭ Н. Н. Селезнев на семинаре «Культуры Востока», проходящем под руководством Натальи Чалисовой, представил доклад об истории подготовки критического издания важного арабо-христианского письменного памятника. Об этом сообщалось на сайте ИКВИА. Учитывая интерес наших читателей к этой теме, мы публикуем полный текст сообщения.

«Собеседования» Илии, митрополита Нисивина (975–1046), с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Касимом ал-Магриби (981–1027) известны в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая – в «Послании» митрополита к везиру.

В «Книге собеседований» (كتاب المجالس) дело представлено так, что собеседования Илии и Абу-л-Касима имели место летом 1026 г., начавшись сразу после первой встречи митрополита и везира в Нисивине. Встречи описаны как последовательность семи обстоятельных диалогов, последующая запись которых и составила «Книгу собеседований», соответственно, из семи разделов. Но при ознакомлении с «Посланием» Илии, а также с предшествовавшим ему упомянутым письмом везира и последующим его ответом, картина предстает иной.

Более правдоподобным представляется то, что после знакомства Илии и Абу-л-Касима их общение не состояло в обстоятельном обсуждении вопросов богословия и этики, представленном в «Книге собеседований», а лишь затрагивало ряд тем, интересующих везира, и мотивы такого интереса. Тогда, вероятно, везир получил от митрополита обещание изложить ответы подробнее и письменно. С этим он отбыл в свою резиденцию в Маййафарикин. Там он получил от Илии переданный тем подарок – некий «исчислитель праздников и начала лет и месяцев». Заинтересовавшись и пожелав узнать больше, везир ответил, выразив благодарность и запросив как дополнительные данные о системе исчислений, так и ответы на интересовавшие его вопросы. За этим последовало «Послание» Илии с подробным изложением обещанных ответов. Как видно из ответного письма Абу-л-Касима, «Послание» его обрадовало и он тотчас поделился им с некоторыми единоверцами. Поделился со своими и Илия, и это послание, вместе с посланиями везира, стало событием в истории литературы.

Состоялось еще несколько встреч и бесед. Об их содержании Илия упоминает в конце «Книги собеседований». Спустя год с небольшим после знакомства, везир умер. После его смерти Илия создает новую редакцию «Собеседований», с сокращением избыточного и добавлением ранее не уместного: личных рассказов разного рода и текстов подчеркнуто апологетических. Переписка и воспоминания становятся новым произведением, выстроенным в более упорядоченной последовательности, с делением на семь разделов, в которых просматривается жанр макам с их литературной ситуативностью. Будучи историком, автором «Хронографии», Илия привязывает каждый маджлис (مجلس – букв. «заседание») к хронологии первых встреч – в начале каждого раздела он указывает точную дату каждого «собеседования».

«Книга собеседований», таким образом, представляет собой переработку «Послания» с сокращением частей текста, малополезных для становящейся апологией переписки, включением «рассказов о себе» – об исцелении везира в монастыре и послушничестве Илии у старца в Мосуле – и добавлением похвалы сирийскому языку в противовес арабскому. Так Послание, вполне подчинившись законам литературы, стало Книгой.

Полный текст издания размещен в общем доступе —  link 1  |  link 2

ܵЧитать автореферат диссертации на тему:

«СОБЕСЕДОВАНИЯ» ИЛИИ НИСИВИНСКОГО (975–1046)
В КОНТЕКСТЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ КНИЖНОСТИ