Христианство в средневековом Афганистане
Сообщество «Сакральное тексты» опубликовало материал, проливающий свет на основные этапы распространения христианства на территории современного Афганистана. Учитывая интерес наших читателей к этому вопросу, мы сочли необходимым поместить его на нашем сайте.
Свидетельства о христианстве в Афганистане не очень значительны и разрозненны. По данным источников, основные центры распространения христианства располагались в западном и северном Афганистане. Христианство в Афганистане проповедовали сирийцы, принадлежавшие к несторианской Церкви Востока и миафизитской Сиро-яковитской Церкви. К началу XIV в. христианство в Афганистане исчезает.
Бактрия.
Бактрия [Бактриана; греч. Βακτρία, Βακτριανή] — древняя историко-культурная область вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге — горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Столицей Бактрии был г. Бактры (совр. Балх на севере Афганистана). После завоевания во II в. до н.э. Бактрии тохарами — кочевым индоевропейским народом, у страны появилось второе название — Тохаристан. Бактрийцы — одни из предков современных таджиков и узбеков, населяющих также и север Афганистана.
Древнейшее сообщение о распространении христианства в Бактрии содержится в сочинении «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским (или его учеником Филиппом) в нач. III в. по Р. Х.
На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в районе современной границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персидский шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути.
В IV в. вторгшиеся с севера племена белых гуннов или эфталитов создают в Афганистане, Средней Азии и Северной Индии обширное государство. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из некоторых сирийских городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены в Бактрии. Они распространили христианское вероучение среди гуннов. К ним несколько раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане в 549 г. просили епископа у несторианского патриарха Мар Абы (540—552), который, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов, сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие.
Интересное свидетельство о христианстве в Бактрии дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христианской миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане».
Христианские памятники Бактрии на территории Таджикистана и Узбекистана.
К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный монастырь VI—VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле села Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре которого сохранилось изображение типичного несторианского креста.
На территории Термеза было раскопано здание (X—XII вв.), которое, возможно, принадлежало христианской общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.
Г.А. Кошеленко. Бактрия / Православная энциклопедия. Том 4. М., 2002. Стр. 278.
Герат.
Герат — один из самых больших и многонаселенных городов Афганистана, расположен в северо-западной части страны, центр одноименной провинции. В древности — важный центр караванной торговли на Великом шелковом пути. В империи Александра Македонского носил название Александрия Ариана. Герат был значительным городом при Сасанидах и в эпоху Арабского халифата.
Уже в V в. в Герате была создана епископская кафедра Церкви Востока (известны имена 3-х епископов, служивших здесь в то время, они присутствовали на Соборах 424, 486 и 497 гг. (смотрите Synodicon Orientale ou Recueil de Synodes Nestorien. Р. 339—343). При несторианском патриархе-католикосе Ишоябе I (582—595) епископ Герата был возведен в митрополита (согласно подписи под решением Собора 585 г.). В дальнейшем Гератский митрополит в списке митрополитов Церкви Востока занимал 9-е место (или, согласно сведениям Илии Дамасского (ок. 900 г. по Р. Х.), 3-е среди «внешних митрополитов» — Assemani. BO. T. 2. P. 458-460). Известны имена 3-х митрополитов, служивших здесь в VIII в., изредка они упоминаются и позднее, вплоть до нач. XIV в.
В VII в. в Герате была создана епископская кафедра Сиро-яковитской Церкви. Из письма несторианского католикоса Тимофея I митрополиту Элама (совр. юго-зап. Иран) Сергию (кон. VIII—нач. IX в.), известно о теологических диспутах между яковитами и несторианами в этом городе. Начиная с сер. IX в. яковитский епископ получил сан митрополита. Почти полный список митрополитов этой Церкви известен вплоть до сер. XI в.
В 1339 г. Хамд Алла аль-Муставафи говорит о христианской церкви, «которая здесь когда-то была» (в пригороде Герата). В небольшом городке Пушанг (Фушанг), к югу от Герата, имелась также епископская (несторианская) кафедра, упомянутая в источниках VI в. (представитель епископа присутствовал на Соборе 585 г.).
Систан (Сакастан).
Систан (древний Сакастан, Седжестан у мусульманских авторов) — историко-культурная область, разделенная в настоящее время между Ираном и Афганистаном. Название «Сакастан» («страна саков») постепенно распространяется с приходом с севера кочевых ираноязычных племен саков в кон. II в.
Первая епископская кафедра Церкви Востока была создана здесь уже в нач. IV в. (епископ Сакастана присутствовал на Соборе 424 г.). Некоторые сведения о епископах Сакастана более позднего времени имеются в письмах католикоса Мар Абы I (упоминаются города Буст, Зарандж и некоторые другие) (Synodicon Orientale. P. 339—343). Позднее в афганском Систане присутствовали главным образом яковиты, в иранском — несториане. Тем не менее здесь существовали 1 или 2 епископские кафедры Церкви Востока, последние достоверные упоминания о которых относятся к 1-й четв. VIII в.
Более долгой была история Сиро-яковитской Церкви в Сакастане. Яковиты были переселены сюда из Эдессы после взятия города персами в 609 г. Кроме того, яковиты составляли значительную часть осевших здесь сирийских купцов, о чем сообщает «Хроника Сеерта» (Histoire Nestorienne (Chronique de Séért) / Ed. et trad. A. Scher // PO. T. 5. Fasc. 2). Яковиты находились в юрисдикции Антиохийского Патриарха, который создал здесь епископскую кафедру в сер. VII в. Список яковитских епископов доходит до времени монгольского завоевания, после чего каких-либо сведений о христианстве в этом районе нет.
Литература.
1.Synodicon Orientale ou Recueil de Synodes Nestorien / Ed. et trad. J. B. Chabot. P., 1902;
2. Histoire Nestorienne (Chronique de Séért) / Ed. et trad. A. Scher // PO. T. 5. Fasc. 2;
3. Bidawid R. J. Les lettres du Patriarche Nestorien Timothée I. Vatican City, 1956;
4. The Book of the Lows of Countries: Dialogue on the Fate of Bardoisan of Edessa / Transl. and ed. H. J. W. Drijvers. Assen, 1965;
5. Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / Ed. et trad. W. Wolska-Conus. P., 1968—1973. Vol. 1-3.
Сокращения.
1.Assemani. BO — Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis. R., 1719—1728. 4 t.
2. PO — Patrologia Orientalis / Ed. R. Graffin, F. Nau. P, 1907—. T. 1—.