Была ли Церковь Востока в подчинении у Антиохии?

Сначала нужно несколько слов сказать о самом раннем периоде в истории Церкви Востока, ее появлении. Апостол Петр свое первое послание завершает приветствием от “Церкви Вавилона” (1 Пет 5:13), что позволяет думать, что уже в его время в “Вавилоне” (так в среде иудеев было принято тогда называть Месопотамию) появилась христианская община.

Общины Церкви Востока возникли в Месопотамии и в результате проповеди апостола Фомы, который проповедовал по пути в Индию. Затем здесь проповедовали Аддай и Марий, почитаемые как апостолы Востока. Мар Марий прибыл в парфянскую столицу Селевкию-Ктесифон ок. 80 г. I века. Селевкия-Ктесифон стала традиционным центром Церкви Востока. После воцарения со второй четверти III века зороастрийской династии сасанидов Церковь Востока жестоко страдала от гонений. Персидские мученики Церкви Востока и ее ранние учители, Афраат и Ефрем Сирин, известны всему христианству.

Миф о том, что Церковь Востока по своей инициативе отделилась от Антиохии, у которой, она будто бы, находилась в подчинении, возник в среде западно-сирийских оппонентов Церкви Востока, заинтересованных в дискредитации ее традиции. В частности, он излагается в письме, приписываемом Филоксену Маббугскому (кон. V–нач.VI в.) ((Ps.-)Philoxenos of Mabbug, Letter concerning Nestorius and the Christians of Central Asia. // A.Mingana, The Early Spread of Christianity in Asia and the Far East: A New Document. Bulletin of the John Rylands Library 9 (1925), pp. 297-371).

В действительности, епископ Палут, рукоположенный ок.200 г. в Антиохии, был поставлен в Эдессу, а апостольская кафедра Церкви Востока – Селевкия-Ктесифон – всегда была независимой. В 410 году по инициативе представителя Византии, епископа Мейпаркатского Маруты, был созван собор Церкви Востока, на котором глава Церкви Востока Мар Исхак был назван “католикосом и главой епископов всего Востока” (Synodicon orientale, ed. J.B.Chabot, pp. 18, 256). Вторая подпись под актами этого собора – епископа Маруты, первая – Мар Исхака. Таким образом представитель Церкви Византии подтвердил независимость (автокефалию) Церкви Востока.

В 424 году на соборе Церкви Востока (при католикосе Мар Дадишо) было постановлено, что те, кто принадлежит юрисдикции католикоса Востока, не должны обращаться к «западным» епископам. Отделение кафедры Селевкии-Ктесифона при этом не провозглашалось, т.к. она и так не была в подчинении. Тот факт, что апостольская кафедра Церкви Востока была изначально независимой, продемонстрировал еще проф. В.В.Болотов (см. Из истории Церкви Сиро-Персидской, С. 430/102).

Н.Селезнев