Пушак разе. Комментарий к литургии, вопрос 4
Редакция ACOE.RU продолжает знакомить читателей с литургическим комментарием «Пушак разе» (Изъяснение таинств), составленным выдающимся ученым Йоханнаном Бар Зоби (к. XII — н. XIII вв.).
В 1996 году священник Шмувил Дынха из калифорнийской епархии АЦВ перевел его на современный ассирийский язык, издав в виде сборника вопросов и ответов. Он используется в качестве катехизического пособия в воскресных школах.
Дополнительно приводятся цитаты из труда российского ученого Н. Н. Селезнева «Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин», изданного в 2016 году.
Вопрос 4
Продолжение темы. Вопросы 2 и 3 освещены в предыдущем выпуске
4. Почему в конце каждой строфы поют «Аллилуйя»?
Возглас «hаллелуйя» указывает на славословия, которое пели ангелы во время рождества Спасителя.
«слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». (Св. Евангелие от Луки 2:14)[1]
Н.Н. Селезнев более подробно освещает этот вопрос в своем издании книги Бар Зоби.[2]
«То же, что к каждому стиху прилагается [пение] «Аллилуйя»,
Тайнообразует те восхваления, которые восклицали ангелы[3] при Рождестве Его.
То, что перед окончанием всей мармиты
В двух словах Церковь делает смену гласа,
Указывает тем самым на замену Закона,
Введенную Возвестителем Духа посредством Крещения,
Тем, Который есть глас вопивший Церкви при [совершении] таинств
То, что возносится слава Отцу, и Сыну, и Духу,
Тайнообразует то [Бого]явление, которое состоялось
при Крещении Господнем[4].
При Крещении Господнем явилась Троица,
Отец гласящий, Сын крещаемый и Дух нисходящий.
Завершение же мармиты, возглашаемое гласом велиим,
Символ есть гласа Иоаннова, возгласившего Слово.
Слово внутренне есть, сокровенно душе и неведомо,
И невозможно людям слышать его без голоса.
Так и Слово, вечный Сын, скрылся в теле.
И неведом был, пока не объявил о Нем глас Иоаннов.
Прекрасно нарек его сын Амосов гласом вопиющего[5],
И побуждающего людей взирать на Слово, сокровенное в теле».
Далее Бар Зоби рассказывает об «Онита д канке» (песнопении алтаря, сир, — ܥܘܢܝܬܐ ܕܩܢܟ̈ܐ).
«Алтарное песнопение[6] также таинственно содержит два смысла,
Один – об [ангелах] духовных, которые увидев сие, воскликнули хвалу.
Другой – об Иоанне, возгласившем и рекшем: «Вот Грядущий»,
И назвавшем Его Агнцем, очищающим грехи и прощающим вины[7]
Примечание. Редакция сайта выражает отдельную благодарность В. В. Шуманову за дизайн рисунка.
[1] О. Шмувил Дынха. «Пушака д разе» (С 5)
[2] Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». — М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 61.
[3] Букв. : бдящие Там же. С. 63
[4] дынхе д-Маран – букв.: явление Господне
[5] Ис. 40:3. Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зо’би и его «Истолкование таин: Критический текст, перевод, исследование». — М.: Изд-во АЦВ, 2016. С. 65.
[6] Там же.
[7] Ин. 1. 29-36