Основы вероучения Церкви Востока – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

Основы вероучения Церкви Востока

Символ веры и Таинства
Ассирийской Церкви Востока
  Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого Афрахата, “мудреца персидского”, святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина.
   Будучи изолированной от географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью – сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств, эта Церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры,канонов и установлений принимаемых в христианском мире.
   Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г., и Константинопольского, в 381 г., вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был еще раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году и по сей день является кратким изложением основ православного вероучения Ассирийской Церкви Востока, в его редакции на классическом сирийском языке, являющемся литургичесим языком Церкви. Вот его максимально адекватный перевод на церковнославянский с учетом фразеологических и лексических особенностей сирийского текста:
   “Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век ; Бога истинна от Бога истинна, единоприродна Отцу, Имже устроены миры и вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы.
И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате.
И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
И паки грядущего судити мертвым и живым.
И ( веруем) во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего.
И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
И исповедуем едино крещение во оставление грехов.
И воскресение тел наших.
И жизнь вечную. Аминь”
   Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Среди них:
1. Крещение
2. Евхаристия
3. Миропомазание
4. Священство
5. Покаяние (“Хусая”)
6. Закваска («Хмира каддиша»)
7. Крест
   Вплотную к этим семи таинствам примыкает великое священнодействие Браковенчания, елеопомазание больных и помазание маслом алтарей и храмов при их освящении.
   Учение Ассирийской Церкви Востока о Святой Троице полностью согласуется с учением Вселенских Соборов. Что касается личности Христа, то ее учение в сущности согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 г., и все отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе – две природы и две “qnome” (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе “qnome” соединены в одной личности Христа.